Лабиринт включает в себя тот или иной символ бога земли – крест, полумесяц, цветок, копье.
Лабиринт с символом бога земли, Крит, 3-1 тыс. до х. э.
Лабиринт с символом бога земли, Крит, 3-1 тыс. до х. э.

Очевидно, эти рисунки представляют собой условное изображение обители бога земли.
Лабиринт в его классическом виде – обитель бога земли.
Но лабиринт происходит от символа неба. Значит, знак неба, в процессе его эволюции, приобрел значение символа преисподней на базе объединявшей их семантики как символа потустороннего мира.
В системе неолитической символики, выражавшей понятия раннее земледельческой религии, крест и свастика были эмблемами бога преисподней, а в эпоху бронзы, когда изменились и религиозные воззрения, и семантика выражавшей их символики, они стали символами солнца.
Если крест и свастика изображались в лабиринтах эпохи неолита, то это выражало мысль о том, что лабиринт – обитель бога преисподней.
Но с эпохи бронзы такие композиции стали пониматься как выражение идеи о том, что солнце находится в подземном мире.
Лабиринт упоминается рисунок на этрусской вазе с изображением всадников, выезжающих из лабиринта.
К семантике лабиринта
К семантике лабиринта:
1- рисунок на этрусском сосуде, 7 век до х. э.;
2- Дагестан;
3- резной камень, Дагестан.

На одном из резных камней Дагестана можно видеть подобный сюжет, здесь показаны в комплексе всадник, лабиринт и крест рядом с ним.
Другой дагестанский лабиринт показан с каким-то сооружением, преграждающим вход.
В старинных сказаниях Западной Европы есть сюжет о том, как герой (с помощью коня) проникает в волшебную крепость с запутанными ходами, побеждает там чудовище и освобождает женщину.
В играх, устраивавшихся у каменных или дерновых лабиринтов, участвовали всадники или фигурировал деревянный конь.
Небо с 'входом'
Небо с ‘входом’:
1- горная Грузия;
2,3- Испания, эпоха бронзы;
4- Ирландия, эпоха бронзы;
5- Греция, 8-7 век до х. э.;
6- Испания, 1 тыс. до х. э.

Сами же лабиринты, носили название троя – исконное название лабиринта и олицетворяет мифическую крепость.
В поэме Гомера предание об осаде греками города в Малой Азии смешалось с популярным мифом, и поэтому город, который в действительности назывался Илионом, прозвали Троей.
В неолитическом мифе о том, что владыка преисподней держит у себя в заключении солнце, представлявшееся в женском образе, и что его соперник олень попытался похитить эту женщину-солнце.
В эпоху бронзы мифический олень был заменен конем, и конь стал одним из олицетворений сил, вступающих в конфронтацию с силами мрака.
Кроме того, поскольку раннее индоевропейские племена почитали коня и притом обладали монополией на всадничество, их борьба с раннее земледельческими племенами, поклонявшимися богу земли, владыке преисподней, отразилась в мифах как борьба всадника со змеем.
Эпизод похищения солнца оленем трансформировался в тему освобождения женщины всадником.

Лабиринты и другие изображения:
1-8- на критских монетах 3-1 векев. до х. э.;
9- на ликийской монете;
10- реконструкция изображения на ликийской монете.

Мифы на эту тему разнообразны.
В русской сказке говорится о проникновении богатыря в подземелье, где он освобождает девушку из власти змея.
Сюда же относится и сказка о Красной шапочке: в этой сказке повествует о том, как волк (воплощение владыки преисподней) проглотил солнце (в русской народной словесности оно носит устойчивое определение «красное солнышко») и как охотник (который в первоначальном мифе гнался за солнцем) освободил его.
В одном из германских вариантов легенд о деве, находящейся в плену у дракона, говорится, что она попала в подземелье, съев золотое яблоко (золото и яблоко – атрибуты бога преисподней).
В одном из норвежских вариантов этих легенд говорится, что дева попадает в пещеру, которая находится в горах (где обитает бог земли).
Кузнец – образ божества преисподней; в Эдде он великан, а каменные лабиринты Северной Европы нередко носят названия «ограда великана» или «замок великана«, из чего следует, что эти каменные выкладки являлись символическим представлением обители божества преисподней.
В одном североевропейском сказании говорится о Елене, которую морское чудовище утащило в подземный мир и которая была освобождена Роландом, вступившим в битву с неким Тройано.
средиземноморского лабиринта каменные и дерновые выкладки Северной Европы, а также европейские легенды, соприкасающиеся с древнегреческим мифом о Трое.