Лабиринт – загробный мир страны безвыходных путей | Символы и знаки

Лабиринт – загробный мир страны безвыходных путей

  • Загадку выдвигает изображение похожее на условное изображение неба.
    Небо с 'входом'
  • Небо с ‘входом’:
  • 1- горная Грузия;
  • 2,3- Испания, эпоха бронзы;
  • 4- Ирландия, эпоха бронзы;
  • 5- Греция, 8-7 век до х. э.;
  • 6- Испания, 1 тыс. до х. э.

Но линии внутри диска представляют собой уже не концентрические окружности, они спиралевидный, и точки-звезды здесь не движутся плавно-равномерно по кругу, а мечутся в извилистых ходах.
Рисунки в виде извилистых запутанных ходов встречаются и среди древностей Европы, и у аборигенов Австралии.
Запутанные хода
Запутанные хода:

  • 1- Англия, 3 тыс. до х. э;
  • 2- Австралия.
    Рисунок в виде запутанных ходов выражал распространенное у разных народов представление о загробном мире как о таинственной стране безвыходных путей.
    Эта интерпретация таких графем подтверждается обстоятельствами находки камня с высеченным узором.
    Камень лежал на полу, окрашенном в ярко-красный цвет (символ преисподней), а вокруг этой площадки была возведена спиралеобразная в плане стена (спираль, знак змея – символ бога преисподней); кроме того, спиралеобразную стену можно понимать как образное представление ловушки или обители владыки загробного мира.
    Меандровидные запутанные хода
    Меандровидные запутанные хода:
  • 1- Центральная Европа, 3 тыс. до х. э.;
  • 2- Древняя Греция;
  • 3- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
  • 4- Югославия. 5 тыс. до х. э.;
  • 5,6- Древний Крит;
  • 7-11- Египет, 3 тыс. до х. э.;
  • 12- Древняя Индия;
  • 13- Древний Крит;
  • 14- Ингушетия, эпоха бронзы;
  • 15- прикаспийская степь, неолит;
  • 16- Франция, палеолит.

 

Души умерших не могут выбраться из запутанных ходов, подобно тому, как дичь, попавшая в ловушку, не может найти выхода из нее.
Меандры в эпоху неолита
Меандры в эпоху неолита:

  • 1- Норвегия, 4 тыс. до х. э.;
  • 2- Судан, 5-4 тыс. до х. э.;
  • 3,4- Юго-Восточная Европа, 5-4 тыс. до х. э.;
  • 5- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.
    Европейские и переднеазиатские рисунки запутанных ходов, относящиеся к эпохе неолита, генетически связаны с палеолитическими взаимопроникающими линиями, а последние напоминают образ змея, владыки преисподней и в то же время соотносятся с палеолитическим меандром, обозначавшим охотничью ловушку.
    Сочетание зигзагов и меандров
    Сочетание зигзагов и меандров:
    1- Австралия;
    2- Украина, около 15 тыс. до х. э.;
    3- Румыния, около 4 тыс. до х. э.;
    4- Дагестан, 2 тыс. до х. э.
    Но эти лабиринтные ходы представляют уже не ловушку, в которую должен попасться зверь, а нечто, где некто блуждает, не находя выхода.
    Лабиринт, имеющие круговой контур и вход с одной стороны, дают повод полагать, что это небо, оно же загробный мир.
    Ловушки для ловли рыбы
    Ловушки для ловли рыбы:
    1- предмет эпохи палеолита, Сибирь;
    2,3- устройство ловушек для рыбы;
    4- каменная выкладка на Соловецком острове.
    Такую же семантику имеют, очевидно, и североевропейские лабиринты, выложенные из камней или дерна; они отличаются по своей планировке тем, что их внутренние ходы не концентрические, а петлеобразные.
    Связь между понятиями о небе и об охотничьей ловушке, небо (сеть) и овал с лучами и двумя отростками это символ неба, но внутри него проставлены следы животных, как и в изображениях охотничьих загонов.
    Загон - небо - лабиринт
    Загон – небо – лабиринт:
    1- Испания, мезолит;
    2- Элам, около 3000 года до х. э.;
    3- Киклады, неолит;
    4- Италия, эпоха бронзы;
    5- Малая Азия, эпоха бронзы.
    Еще более наглядно эта связь видна на овале с двумя отростками (знак неба), но изображения животных внутри него свидетельствуют о том, что одновременно это и охотничья ловушка (загон).
    Зубчатый контур этого овала представляет собой характерное для Персии и Месопотамии начертание плана крепостных стен, которые имели чередующиеся выступы и впадины (лабиринт тоже считали крепостью).
    Таким образом, в эпоху неолита образовался семантический контакт представлений о потустороннем мире как о стране безвыходных путей, о небе и о ловушках.
    На этой почве происходило совмещение графических изображений неба (имевших вид концентрических кругов), ловушек (меандров) и безвыходных путей (изображавшихся запутанными линиями).
    В результате появились рисунки, имевшие круговой контур и состоявшие из меандровых взаимопроникающих линий.
    Знак облака превратился в символ неба, спустя тысячелетия оно и вовсе было забыто и концентрические окружности рисунка, обозначавшего небо, стали восприниматься как изображение ходов в потустороннем мире.
    Эти ходы считали безвыходными, они и превратились из кольцевых в запутанные.
    Их прообразом были рыболовные ловушки, устраивавшиеся па мелководье в виде загородок из плетня.
    Многие северные лабиринты, а также некоторые западноевропейские и дагестанские, напоминают такого рода ловушки.
    Подковообразные лабиринты в Дагестане
    Подковообразные лабиринты в Дагестане:
    1- наскальное изображение близ с. Капчугай;
    2- с. Тидиб;
    3- мечеть в с. Хурюк;
    4- намогильная стела в с. Хустиль.
    Эти рисунки отличаются от развитых, более сложных начертаний лабиринтов, но по идее имеют с ними общие черты.
    Древнейшие лабиринтообразные фигуры образованы из взаимопроникающих спиралей и петлеобразных линий, оба варианта сочетались, образуя более сложные начертания.
    Прототипы лабиринта
    Прототипы лабиринта:
    1- Австрия, неолит;
    2- Микены;
    3- Древнее Перу;
    4- Германия, ранняя бронза;
    5- Испания, ранняя бронза;
    6- Италия, ранняя бронза;
    7- Испания, ранняя бронза;
    8- резной камень.
    В середине многих из этих фигур стоит точка.
    Эти узоры имеют по периметру кольцо точек, которые первоначально обозначали семена, орошаемые небесной влагой. Можно полагать, что семантика точек теперь уже изменилась или начала изменяться.
  • «Солнце уходит с неба в преисподнюю».
  • С утверждением почитания солнца обычным символом солнца стал крест.
    Поэтому вполне логичным было в середине витков петлеобразных линий, обозначавших небо, поместить крест, обозначающий солнце.
    Крест в этих случаях является символом не солнца, а бога преисподней, и такие лабиринтообразные начертания выражали мысль о потустороннем мире, находящемся не в небе, а в преисподней.
    Во всяком случае, безусловным представляется влияние лабиринтообразных рисунков, сочетающихся с крестом.
    Теперь осталось только поместить в середине петлеобразного рисунка не крест, а другой символ парящего в небе солнца (или другой символ бога преисподней) — свастику.
    Если это было сделано, то уже сама собой возникла идея продолжить концы свастики в виде спиралевидных линий.
    Похоже, что рассматривавшиеся выше свастик и спирали представляют собой не просто плод графической игры, а определенный символ — символ неба с солнцем.
    Коль скоро существовала тенденция совмещения идей о небе и о потустороннем мире, концы свастик приобрели вид петлеобразных взаимопроникающих линий.
    Так что не случайно есть варианты лабиринтов с взаимно зеркальным рисунком: они соответствуют разнонаправленности «левых»’ и «правых» свастик.
    Неолитические графемы, происходившие от условных изображений неба, ловушек и запутанных ходов, обозначали в конечном счете загробный мир.
    Генезис лабиринта
    Генезис лабиринта:
    А- гипотетическая эволюция лабиринта;
    В- способ построения лабиринта.
    По дохристианским представлениям, перешедшим затем в христианство, потусторонний мир мыслился находящимся либо над небом, либо под землей.
    По-видимому, оба эти представления существовали в религиозных воззрениях раннее земледельческой эпохи.
    Но большинство данных свидетельствует о том, что владыкой загробного мира представлялся все же бог преисподней.
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(16 голосов, в среднем: 4.3 из 5)