Почитание пещер – столь же широко распространенное явление, как и почитание гор.
Палеолитические обитатели Франции, Испании, Урала, Центральной Азии выполняли росписи, которые имели культовое значение, в пещерах, причем, которые проникают глубоко в недра земли, у некоторых народов последующих эпох святилища устраивались в пещерах.
На Древнем Крите некоторые пещеры служили одновременно святилищами и кузнями, потому, что бог преисподней считался кузнецом.
Зигзаг со штриховкой и его первобытные прототипы: Ингушетия, 12 век.
Многие данные наводят на мысль, что в истоках культа пещер лежит представление о их связи с богом земли, с преисподней.
По поверьям многих народов, мифический змей живет в пещере, что в пещерах скрываются ветры, дожди, облака, с пещерами связывалась сексуальность.
У индейцев Центральной Америки существует поверье о том, что в пещерах обитают морские духи.
По индейским мифам, пещеры – место возникновения человечества и место, куда люди возвращаются после смерти.
В других индейских легендах говорится, что бог появился из пещеры, находящейся на горе, что через пещеру можно проникнуть в преисподнюю.
В старых китайских источниках есть упоминание о ‘пещере Су’, считавшейся входом в царство мертвых.
Захоронения в пещерах практиковались у многих совершенно различных по происхождению народов в разных местах ойкумены.
Все это свидетельствует о том, что пещеры считались обителью бога земных глубин.

Тройная эмблема диска на постаменте: 1- Дагестан, 16 век: 2- Малая Азия, 9 век ; 3- Грузия, 8 век.
Неандертальцы, населявшие Европу и Переднюю Азию 60-30 тысяч лет тому назад, вступали в схватки с медведем не только ради его мяса, но и чтобы отбить у него его жилище, пещеру, их захоронения можно понимать как искупительные жертвы убитому ‘хозяину‘, как свидетельствуют особенности известных неандертальских захоронений.