В дошедших до нас мифах и культах древних индоевропейских племен, Бог неба имеет доиндоевропейское, раннее земледельческое, неолитическое происхождение.
Небо излучает свет, поэтому небо, а не солнце, считалось источником света в религии раннееземледельческих племен. В Ветхом завете Бог создал свет раньше, чем небесные светила. Аналогичным образом и индоевропейский бог неба выступает как податель света, творец дня. В индоевропейских языках слова, выражающие понятия ‘бог‘, ‘небо‘,’свет‘ и ‘день‘ родственны.
Ведический бог неба Оуаиз, упоминаемый в сибирских сказаниях, является отцом солнца. Это представление могло восходить к специфически индоевропейским верованиям, но могло быть и отражением неолитической концепции о том, что божество солнца было порождено богиней неба и богом земли.
Нимб – знак в виде дуги с лучами, заменяющий голову богини, разных видов первоначально возникли в качестве символа неолитической богини неба.
Стилизованные изображения богини
Стилизованные изображения богини:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2,3- Испания, мезолит;
4- Армения, 3 тыс. до х. э.;
5- Италия, 3 тыс. до х. э.;
6- Азербайджан, 3 тыс. до х. э.;
7- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
8- Крым и Италия, эпоха бронзы;
9- Испания и сарматы;
10- Греция, неолит;
11- элемент осетинской вышивки.

Этот символ является атрибутом женских изображений в неолите, а затем мужских фигур в эпоху бронзы. На голове рассматриваемой женской фигуры изображен нимб в виде дуги, что соответствует многим другим примерам архаичной прорисовки нимба, а дуга, как мы знаем, знак облака и одна из эмблем Великой богини. Лучи, исходящие из этого нимба, волнистые, а это значит, что они изображают не лучи солнца, а струи дождя.
Божество с нимбом, нимб 1-11
Божество с нимбом:
1- Дагестан, из наскальных росписей;
2- Дагестан;
3- из наскальных изображений в Северной Америке;
4- Карфаген;
5- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
6- Румыния, неолит;
7- Малая Азия, около 2000 год до х. э.;
8- Перу, 9-12 век;
9- наскальное изображение в Казахстане;
10- наскальное изображение в Австралии.

Средневековая форма западноевропейской короны в виде венца с шариками на концах напоминает один из символов неба.
Еще в раннем неолите были женские идолы с нимбом-диадемой в виде зубцов.
Кибела изображалась с зубчатой короной или с диадемой на голове.
Диадема украшала голову греческой Геры и римской Юноны. Уподобляясь богине, женщины носили диадему.
Русский кокошник имеет такое же происхождение, поскольку диадема была атрибутом божественной владычицы, она стала символом царской власти.
Головная повязка, которую в древности носили жрецы, тоже называлась диадемой, У некоторых народов есть старый обычай: приступая к ответственному делу, требующему физического и духовного напряжения, повязывать голову полосой белой ткани.
Из всего этого можно заключить, что нимб возник как атрибут неолитической богини. Он выражал представление о том, что ее голова находится в небе или сама есть небо. Затем нимб был переосмыслен как сияние вокруг головы солнечного бога. Впоследствии он применялся как символ божественности на изображениях римских богов и императоров, буддийских и христианских святых.
До 5 века в Западной Европе применялись и четырехугольные нимбы, нимб в виде ромба есть знак земли, изображенный на голове бога земли, подобно тому, как знак неба изображался на голове богини неба.
Ромб вместо круга
Ромб вместо Kpуга:
1- Северная Осетия;
2- Верхнее Поволжье, 19 век;
3- Россия, средние века;
4- Карелия, неолит.

Национальный мужской головной убор с квадратным верхом (причем квадрат пересечен косым крестом) есть у узбеков и у поляков; головной убор с квадратным верхом носили богословы в средневековой Европе.
Эти факты могут служить, аргументом в пользу предположения о том, что ромбические очертания головы на изображениях мужских фигурок и четырехугольные нимбы не являются результатом трансформации круга в четырехугольник, но представляют собой самостоятельный символ, символ бога земли.
Таким образом, нимб по своему происхождению является символом не солнца, а неба или земли, и в обоих качествах он восходит к символике неолитической религии.