Обычно рыцарского звания добивались, предварительно получив знания.
Хотя средневековое военное искусство было довольно примитивным, но и оно требовало определенных технических навыков (верховая езда, владение мечом, палицей и копьем), не считая менее воинских, но однако необходимых настоящему рыцарю знаний: на охоте (соколиная); кроме того, рыцарь должен был хорошо ориентироваться в феодальном обществе.
Богатый крестный отец, могущественный покровитель рыцаряСын человека, принадлежавшего к воинскому классу, постигал эту науку либо подле своего родителя, державшего от своего сюзерена землю, либо это были младшие сыновья при дворе самого сюзерена.
А поскольку предпочтительнее служить самому Богу, чем одному из Его святых, то и наследников воинского класса каждый раз, когда предоставлялась возможность, предпочитали отправить к верховному правителю, к императору или королю, чтобы получить необходимое рыцарю образование.
Стремление приобрести могущественного покровителя было вызвано как политической, так и экономической необходимостью.
Снаряжать рыцаря было в финансовом отношении тяжким бременем.
Постепенно полуобнаженный воин из германских лесов стал закованным в железные латы рыцарем.
Боевое снаряжение всадника (
cavaliers

) или рыцаря (
chevalier

) помимо лошади состояло из меча, копья, щита и шпор, шлема, лат для воина и лошади.
Лишь немногие воины могли обеспечить подобное снаряжение для своих сыновей.
Об этом должен был позаботиться богатый крестный отец.
Он же помимо обычного возможного вознаграждения оставшихся на его службе рыцарям давал им прекрасные земельные наделы, откуда они, в свою очередь, отправляли своих чад осваивать суровое рыцарское искусство к сыну их сеньора, отныне ставшего господином и сюзереном.
Сыновья воинского класса, оставаясь подле отца, мог преодолеть все этапы, которые, начиная с детства, вели его к рыцарству, и закончить свое обучение, получив из родительских рук рыцарское снаряжение.
Полностью семейное образование было частым явлением, за исключением, может быть, королевских детей.
Этапы классического образования:


  1. Первое оружие;

  2. Оруженосцы;

  3. Рыцарское совершеннолетие.

Первое оружие

В приказе полученном от императора или короля, либо от их вассала, воин оставлял каждого из своих сыновей до семи лет на попечение женщин дома.
После наступления этого возраста мальчики сопровождали отца в большинстве его поездок, за исключением войны.
Постепенно дети получали элементарные навыки верховой езды, охоты и обращения с оружием.
Встав на цыпочки они помогали облачиться отцу в тяжелые железные доспехи, когда сюзерен требовал его присутствия.
Вместе с ним сыновья чистили лошадей, учились подбрасывать к небу сокола.
Первое семейное обучение длилось около пяти лет.
Как только одному из сыновей исполнялось двенадцать лет, отец принимался искать ему покровителя.
Бедный вассал доверял отпрысков своему непосредственному сюзерену.
Тот же отправлял своих чад к барону, владевшему всей долиной, который в свою очередь, отдавал своих сыновей крупному феодалу, управляющему по наследству какой-нибудь богатой провинцией, а высокородный герцог или граф мог позволить себе отправить детей ко двору императора или короля.
У каждого средневекового правителя существовала настоящая рыцарская школа, требовавшая серьезных издержек, из которой он в виде компенсации получал себе верную клиентуру.
В действительности очень сильными оставались связи, соединявшие питомцев (
nutrici

), ставших взрослыми, с их прежним покровителем, даже если полученное ими образование было очень суровым, а таковым оно являлось весьма часто.
Рыцарское совершеннолетие

Обучение на практике не было столь тяжким.
Каждый крупный феодальный сеньор окружал себя большим числом питомцев, которые делили между собой обязанности.
Постепенно они стали заниматься лишь тем, что соответствовало их вкусам и склонностям.
Но, несмотря на то что равенство являлось одной из характерных черт института рыцарства, рыцари были равными среди лучших (сын крупного феодала должен был встретить при дворе своего суверена куда более теплый прием, нежели отпрыск бедного вассала, к которому часто относились как к не получающему жалованья слуге).
Неравенство которого невозможно было избежать, и различие в возрасте, необходимое для гражданского совершеннолетия, объясняют столь заметную разницу в продолжительности обучения.
У германцев, отдаленных предков рыцарей, ребенок
получал оружие

(знак гражданского и военного совершеннолетия) в
двенадцать лет

(у салических франков) и в
пятнадцать

(у рипуарских франков).
По правде говоря, совершеннолетним молодой германец становился, когда достигал расцвета физической силы и воины племени решали, что он способен носить оружие.
Однако под влиянием
римского права

возраст гражданского совершеннолетия медленно увеличивался.
Начиная с XIII века в Западной Европе, за исключением некоторых провинций, он колебался
между двадцатью и двадцатью одним годом

.
В XI веке для выходцев из богатых семей он будет равняться
пятнадцати годам

(другие же должны были ожидать распоряжения своего покровителя и поэтому могли оставаться оруженосцами всю свою жизнь, правда, за исключением тех, кто мог сам приобрести рыцарское снаряжение) и двадцати или двадцати одному году для всех уже с конца XIII века.

Таким образом, обучение дамуазо продолжалось, вероятно, примерно от трех до девяти лет.

Но, по правде говоря, когда возраст рыцарского совершеннолетия остановится на двадцатилетнем рубеже оруженосца,
образование практически утратит всю свою суровость

, и в XV веке питомцем сеньора станет молодой дворянин, обучающийся уму-разуму далеко от родительского дома и старающийся перенять подле одного из знатных людей великосветский тон.