раздвоение Черного богаВ сказках славян кот, считался одним из олицетворении Черного бога и выступает в двойной функции этого бога, как воплощение помощника змея, и как змееборец, а это борьба богов. Тогда когда и почему произошло раздвоение Черного бога?
Мотив борьбы бога грозы со змеем существовал еще у хатти, у до индоевропейского населения Малой Азии, мы знаем что вавилонский Мардук возглавил войну богов с войском чудовищ, победил их, убил их предводительницу Тиамат. В греческом мифы о борьбе Зевса с титанами и с Тифоном, относится ко 2 тыс. до х. э., в Месопотамии.
Шумерский миф о том, как повелитель южного ветра Нин победил крылатого дракона Асага, поразив его копьем и сбросил его в преисподнюю. Был у шумеров и другой миф о змееборстве, Энки боролся со змеем Кур, олицетворявшим подземелье и загробный мир, освободив запертые змеем воды, что очень похоже на борьбу Индры с Вритрой.
К мифам о змееборце следует отнести и древнеегипетский миф о борьбе солнечного бога Ра со змеем Апопом, хозяином мрака, поджидавшим солнце каждую ночь во время его подземного путешествия с запада на восток и пытавшимся не пропустить его. Во вторая половина 3 тыс. до х. э., в ‘Текстах пирамид‘ говорится о борьбе Ра со змеем Джосером, ‘духом, выходящим из земли‘.
У египтян, тоже довольно древний вариант сюжета борьбы бога неба Гора (птицы) и бога преисподней Сета (змея).
Племена не принадлежавшие к создателям неолитической религии, заимствовали мифы шумеров и древних египтян, одни племена преклонялись, божеству богини неба, другие к небесной ипостаси Черного бога, третьи, его земную ипостась, четвертые, его водную ипостась, пятые, его огненную ипостась, шестые, божество произрастания. Конфликты между племенами могли отразиться на сложении мифов о борьбе богов.
Миф о борьбе Гора и Сета довольно определенно отражает борьбу между Нижним и Верхним Египтом. В сказаниях о борьбе Ра со змеем, выражена идея борьбы за господство.
Есть еще борьба с чудовищем, где герой, проглоченный чудовищем, убивает его изнутри и затем благополучно выходит наружу, символическое жертвоприношение ненасытному Змею, в таких сказаниях объясняется заход и восход солнца.
Мифы о проглатывании героя чудовищем и о последующем убиении чудовища представляют собой один из типов сказаний о змееборстве. И кроме того, это один из типов сказаний о богоборчестве, ибо мифическое чудовище это бог или по крайней мере бывший бог.
Существовали и другие типы мифов о борьбе богов или о борьбе героя с богом.
миф о борьбе богов или о борьбе героя с богом
Прообразы трехфигурной композиции:
1-5- Малая Азия, 7-6 тыс. до х э.;
6- Вавилон, 1 тыс. до х. э.

Прометей, похитивший огонь у богов, не единственный в древних легендах герой, осмелившийся конфликтовать с могущественным владыкой мира.
Мифы о борьбе богов, борьбе с богом, борьбе с чудовищем должны были иметь, а иногда и прямо выражали различные мотивировки этой борьбы. Среди исследователей распространено мнение, что древний сюжет борьбы коня или всадника со змеей выражал идею борьбы солнца с преисподней.
Очень часто герой сражается со змеем для того, чтобы избавить людей от кровавой дани, освободить находящуюся в заточении женщину, освободить запертые воды. Но в более широком плане, охватывающем все разнообразие таких мифов, борьба ведется, в конечном счете, за власть, за господство.
Нередко высказывается в публикациях мысль о том, что мифы о борьбе светлых богов с противостоящими им богами, которым приписывали звериный облик, в свою сторону изображать носителем правды, света, гармонии, добра, справедливости, ведется не борьба света против мрака, а борьба за господство и блага, которые дает господство.