Богиня-птица

и
богиня-рыба

представляются двумя разными божествами неолитической религии.
В графической символике рыба соотносится с Великой богиней.
Триада со знаком воды
Триада со знаком воды:
1- Шумер;
2- Греция, 8 век до х. э.;
3- рельеф на фасаде грузинских и армянских церквей, 13 век;
4- Дагестан.

В народных поверьях славян видное место занимали
русалки

или
вилы

, женские демонические существа с длинными волосами, обитающие в водах или в лесу, а также в поле, но преимущественно все же в воде.
На русальную неделю не работают, тогда русалки сберегут поля от всякой беды.
На браслетах, которые надевали женщины при справленни русальных обрядов, изображались птицы с женскими головами, а сами женщины совершали обрядовые танцы с распущенными волосами и длинными широкими рукавами, имитировавшими крылья птиц.
Не всегда русалки связаны с водой, они могли представляться лесными духами, женщина с длинными волосами, которые они любят расчесывать, с этими женскими существами связаны дождь и кольцо, приносящее смерть.
Триада со змеями
Триада со змеями:
1- Греция, 7 век;
2- русская вышивка;
3- римский барельеф;
4- Микены;
5- Испания, 1 тыс. до х. э.

Славянская
Мокошь

, или
Берегиня

, и греческая
Артемида

, имеющие черты неолитической богини, изображались с
рыбьим хвостом

.
На резных камнях встречаются изображения рыб.
Почитание рыб было присуще многим народам.
Нередко рыбу не употребляли в пищу.
Греки избегали есть рыб, считая их священными существами, почитание рыбы, основано на том, что в Месопотамии рыба была одним из важнейших продуктов питания людей, а также имела значение для животноводства, поскольку рыбья мука шла на корм скоту.
Культовые изображения рыбы
Культовые изображения рыбы:
1- из наскальных рисунков;
2- Дагестан;
3- Италия, амулет, 18 век;
4- Испания, палеолит.

В Европе амулеты в форме рыбы были известны с эпохи палеолита и до последнего времени, мифология рыбы основана на том, что она была продуктом питания.
В шумерском письме иероглиф ‘рыба‘ выражал понятие ‘плодородие‘ и ‘размножение‘, они видели в рыбе жизнетворное начало, судя по сохранившимся обычаям применять снадобья, изготовленные из рыбы, при бесплодии и при различных заболеваниях, эта ‘народная мудрость‘ связывалась с богиней, подательницей плодородия, и с богом, подателем здоровья.
Прародитель человечества
Ману

был предупрежден божеством в образе рыбы о предстоящем всемирном потопе и что он должен построить себе корабль, чтобы спастись.
В буддийских монастырях есть деревянные идолы в виде рыб, к которым обращаются с молением о помощи и спасении.
В Ассирии бог
Дакан

считался ‘отцом богов‘ и ‘творцом мира‘.

Божество в обличье рыбы представлялось мужским божеством и являлось символом благодетеля, спасителя, учителя людей.

Ловушки для ловли рыбы
Ловушки для ловли рыбы:
1- предмет эпохи палеолита, Сибирь;
2,3- устройство ловушек для рыбы;
4- каменная выкладка на Соловецком острове.

В Древней Месопотамии
Оаннес

представлялся
полу мужчиной-полу рыбой

.

Кибела

фригийская богиня, считалась родительницей всего: природы, людей и даже богов, обладала властью производить или губить плоды земли, «богиню гор» изображали с короной на голове, нередко в сопровождении львов. Почитаемая в Риме, где она получила титул
Великой матери

.
Символ
Кибелы с младенцем на руках

возили по полям и виноградникам Франции в надежде на лучший урожай.
Первого
мая

в ее праздник, устанавливали «майское дерево» — столб, украшенный зелеными ветками, цветами, кусками тканей, выбирали «королеву мая» и возили в повозке.

Геката

древнегреческая — мрачная богиня, ассоциировавшаяся со смертью, ‘ведающей‘, охотница, изображалась со змеями в волосах и считалась Великой богиней, хозяйкой перекрестков, символом ее была собака.

Рея

, дочь
Геи

была богиней неба, супругой
Кроноса

, матерью
Зевса

и других богов, символ изображался с короной на голове и с львами, а атрибутом был тимпан, под его звуки совершались ритуальные пляски, но главным образом потому, что этот предмет имеет форму диска.
Греки называли
Рею

Великой матерью, как и римляне мать близнецов,
Ромула и Рема

.

Деметра

, дочь
Реи

, или «мать-земля«, состояла в супружеской связи с
Посейдоном

, могла принимать облик кобылы. Считалась покровительницей деторождении, браков и земледелия, «родительница растений«.
Когда ее разгневанность лишила землю плодородия, Великая богиня то даровала урожай, то уничтожала его, имела эпитет
Эриния

,  «гневная«.

Део

– аркадская богиня-родительница и покровительница урожая, изображавшаяся с лошадиной головой и голубем в руке.

Персефона

, дочь
Деметры

, а у римлян
Прозерпина

, олицетворяла плодородие земли, богиня-хозяйка диких животных и покровительница охоты, супруга бога преисподней.

Атегина

или
Атана

, богиня неба, владычица жизни и смерти, которая превратилась в греческую
Афину

, ее символ, змея и птица.
В мифе об
Афине

, матери
Феба

, бога солнца, участвует дерево, которое она посадила на
Акрополе

, установив здесь свое господство.

Гера

— сестра и жена
Зевса

, богиня-корова, супруга бога-быка, бога земли.
Как и Великая богиня,
Гера

считалась покровительницей браков и рождений.
Ей были посвящены ворона и кукушка.
В мифах изображается властной, злобной и мстительной, постоянно ссорится с
Зевсом

, что выдает ее происхождение от неолитической богини.

Юнона

, жена
Юпитера

, древнеримская покровительница женщин.

Немезида

, как могущественная греческая богиня природы, воплощения божеского гнева, божьей кары.

Фемида

греческая богиня правосудия, представляет карающую функцию неолитической богини в облагороженном виде, изображалась в виде женщины с завязанными глазами, что олицетворяло беспристрастность правосудия.
Но повязка на глазах женского божества первоначально имела то же значение, что и вуаль, накинутая на голову
Кибелы

, закрыть глаза богини, поскольку взгляд ее грозит бедой.

Фортуна

— греко-римская богиня, предопределяющая удачу или неудачу, покровительница урожая и материнства, изображалась с повязкой на глазах, атрибут фортуны — колесо или шар, символы неба, а смысл «колеса Фортуны«, символизировал поворот человеческой судьбы к благополучию или неблагополучию.

Афродита

, будучи олицетворением женского секса, изображалась в одежде, усеянной звездами, архаическая статуя Афродити, изображает ее вооруженной, она внушает ужас, что не вяжется с представлением о прелестной богине любви.

Артемид

а или «небесная богиня«, которую греки считали хозяйкой диких животных и покровительницей охоты, а также охранительницей рожениц.

Артемиду

, иногда называли
Ликией

, что свидетельствует о ее связи с богом-волком, называли ее также медведицей.

Символом Артемиды

была ветка, которой хлестали скот и детей, чтобы они были здоровыми.

Диана

, римская богиня, считалась покровительницей беглых рабов, как и некоторые мужские римские боги покровительствовали рабам и плебеям.

Церера

, римская богиня, считалась покровительницей урожая и брака, в то же время представительницей загробного мира и насылающей на людей безумие, особенно почиталась плебеями, ей приносили дары в начале сева и в начале жатвы, ее называли тридцатья двумя различными именами.
На празднестве Цереры женщины, одетые в белое, приносили богине венки, сплетенные из колосьев, условное обозначение неба, и поэтому символ богини неба.

Генита

,
Мана

или
Кардеа

, особая римская богиня рождения и смерти, представляет собой дубликат архаической италийской богини
Керрес

, которой поклонялись в пещерах.
В период потрясений, постигших народы Европы и Передней Азии в конце 3- первой половине 2 тыс. до х, э., происходила, наверное, не только вооруженная борьба.
Многие неолитические женские статуэтки найдены разбитыми, не говорит ли это о религиозной борьбе?
Прежние боги приобрели значение отрицательных персонажей мифологии.
Это явление имело место в верованиях не только индоевропейских народов.
Так, бог земли превратился в презренного дьявола также у семитов. Но если семиты сохранили почитание богини (правда, лишив ее доминирующего положения в пантеоне), то у индоевропейцев она вообще перестала существовать, распавшись на многочисленные персонажи, в которых проявляются лишь отдельные фрагменты ее прежнего образа. Причем не всегда эти персонажи имели значение богоз, они часто бывают низведенными до положения демонов. Богиня критян (возможно, и пеласгов) представлялась со змеями на голове, что дало пищу для фантазии греков, сочинивших предания о змееносной Медузе. У греков, кроме того, были сказки о злой великанше, которая на одной руке несет ребенка, а другой разрушает то, что сооружают люди.
Неолитическая богиня иногда представлялась
полу женщиной-полу птицей

, отсюда греческая
Сирена

, завлекающая мореплавателей на погибель.
Естественно, если культом богини ведали женщины.
Отсюда древнейшее, восходящее к палеолиту представление о том, что женщине свойственны колдовские способности.
Великая богиня — владычица судьбы, она все ведает. Поэтому ее жрицы назывались ведьмами.
У индоевропейцев ведьмы обрели ту же участь, что и партнер их богини, превратившийся в презренного черта,
Великая богиня считалась супругой бога земли, который представлялся змеем, поэтому ведьмам приписывалась способность укрощать змей.
По другим поверьям, ведьмы превращаются в огненных змеев и в таком виде высасывают у коров молоко, они проникают в дом и вылетают из него тем же способом, что и змей-деныоносец — через печную трубу.
Кроме того, ведьмы причиняют людям бедствия с помощью пепла сожженного козла, козел считался одним из олицетворений бога преисподней.
Ведьмы совершали свои колдовские действия с помощью железных предметов (потому что железо считалось атрибутом бога земли — супруга Великой богини).

Ведьма может превращаться в птицу, собаку, волка, лягушку, а это все существа, игравшие видную роль в культе эпохи неолита.
Известно, как инквизиция преследовала женщин, заподозренных в связи с дьяволом.

Но охота на ведьм — не порождение фантазии инквизиторов: она основана на древних поверьях.
Самочинные расправы с женщинами, которых сочли ведьмами, бытовали в России еще в 19 веке.
Сожжение колдунов и ведьм тоже не придумано инквизицией.
Это древний обычай, практиковавшийся, в частности, и в России.
Обычай этот восходит к тем временам, когда индоевропейцы считали, что засуха, неурожай, болезни и другие несчастья есть дело рук приверженцев вражьих богов.