шумерский пантеон:

Энки, Энлиль
На одном из шумерских рисунков показана человеческая фигура с бычьими рогами, обведенная рамкой, из которой произрастают растения.
(рисунок 7)

Вообще религия шумеров существенно отличается от системы верований раннее земледельческих культур, но некоторые соответствия в деталях обоих культов все же имеются.
У шумеров бычьи рога изображались на голове любого божества, это был символ святости.
Но судя по тому, что рассматриваемый персонаж показан едущим в лодке, это Энки, ‘властитель бездны‘ и ‘повелитель вод‘.
Глава шумерского пантеона Энлиль также имеет некоторые черты неолитического змея: он ‘господин ветров’ и податель дождя. Можно представить себе, что Энки, Энлиль происходят соответственно от «нижней» и «верхней» ипостась двоичного бога раннее земледельческой религии.
Культовый образ быка
Культовый образ быка:
1,2- Франция, Испания. палеолит;
3- Армения, 2 тыс. до х. э.;
4- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
5- Малая Азия, 5 тыс. до х. э.;
6- Дагестан, 1 тыс. до х. э.;
7- Шумер;
8- Дания. 2 тыс. до х. э.

В первобытных космогонических представлениях водная стихия связывалась с земной, и обе были представлены одним и тем же мифическим существом, змеем. Поэтому можно полагать, что образ шумерского бога Энки сформировался при воздействии более раннего божества и в какой-то мере отражает понятия о неолитическом божестве земли.
Данный рисунок, где Энки с рогами быка показан обведенным рамкой, из которой произрастают растения, представляет его как божество земли. Достойно внимания то, что Энки обитает в подземном океане, а также то, что шумеры, считая Энки богом стихии, дали ему имя, означающее ‘господин земли‘.
Энки считался покровителем ремесел, что является одной из характерных черт многих мифологических персонажей древности, генетически связанных с неолитическим богом земли. Энки играл также роль воплощения мудрости, что соответствует представлению о мифическом змее как носителе мудрости.
В дошедших до нас осколках древних мифов народов Кавказа тоже есть указания на то, что мифический бык связывался и с землей, и с водой.
В грузинских сказках бык обитает в воде и в преисподней.
В чеченской легенде упоминается о превращении озера в быка, который затем снова превратился в озеро.