Средневековые источники и данные фольклора свидетельствуют о том, что в славянском язычестве был некий Черный бог. Сведения о нем скудны, попытаемся установить сущность этого образа.

Черный бог бородат как древнеегипетский Сет, древнегреческий Тифон, христианский черт.
У древних египтян борода считалась знаком божественного достоинства, и носить ее не разрешалось, только фараон привязывал к своему подбородку искусственную бороду в торжественных случаях.
Иудейское религиозное предписание, наоборот, запрещает не только брить бороду, но и подстригать ее, борода священна.
Русские в старину тоже не стригли бороду, когда же, по приказу Петра Первого, бороду принуждали отрезать, ее хранили, чтобы быть похороненным с нею и предъявить ее на том свете хозяину загробного мира. У русских было поверье, что, если колдуну обрезать бороду, он лишится волшебной силы.
У кельтов жрецы носили бороду, но мирянам иметь ее запрещалось.
У абхазов бог охоты представлялся бородатым, у хеттов бог Ламу, каким-то образом связанный с оленем, тоже бородатый.
Славяне представляли себе Перуна «дедом с бородой«.
У дагестанцев есть сказка, в которой некий дух с острой как у козла бородой, приносит несчастья или богатство.
Существующий у европейцев и кавказцев обычай не бриться в знак траура происходит оттого, что борода ассоциировалась с образом бога загробного мира.

 Восьмерка и жгут, условные обозначения водыВ славянском язычестве только два божества характеризуются черным цветом: Трёхглавый и Черный бог. Кроме того, оба они имеют отношение к гаданию. Эти обстоятельства дали основание для высказать предположение о возможной тождественности данных божеств.
У славян храм на Черной горе, посвященный богу, которого он называет Сатурном. Как было установлено, древнеримский Сатурн является реликтом неолитического бога земли. Поскольку храм находился на Черной горе, надо полагать, что этот храм был посвящен Черному богу, ибо, как было сказано, практически не было у славян других богов, которые связывались бы с черным цветом.
О связи названия Черной горы с божеством, храм которого находился на этой горе, свидетельствует также то, что символом древнеримского бога Сатурна, как и планеты Сатурн в Ассирии-Вавилоне, был черный цвет. Это тоже говорит о том, что славянский Черный бог – бог земли. Описывая статую этого божества, отмечаем, что у ее ног были изображены различные гады, а эти существа ассоциируются с земным, земноводным, подземным миром. Из этого тоже следует, что Черный бог был богом земли. Само расположение храма на горе тоже может свидетельствовать о том, что он был посвящен богу земли.
Можно полагать, что гора, получила свое название от имени божества, храм которого располагался на ней. В ареале расселения славянских народов есть довольно много Черных гор, это божество пользовалось большой популярностью.
Это должно было быть отнюдь не второразрядное божество.
В системе верований, восходящих к эпохе неолита, насколько мы можем о них судить, наиболее значительным божеством мужского пола был бог земли. Обращение именно к неолитической религии в данном случае оправдано тем, что в сущности индоевропейских верованиях, насколько мы о них знаем, не было ничего «черного«, что было бы объектом поклонения.
У славян зафиксированы выражения “абы тебя Черный бог убил» или «бодай тебе Перун забив«. Следовательно, Черный бог причисляется к разряду богов могущественных и грозных. А эта характеристика тоже подходит образу бога земли, одному из двух владык мира.
У разных народов в обрядах, направленных на вызывание дождя, часто фигурирует черный цвет, но дождь, по архаическим верованиям, причинялся богом преисподней. Черный цвет вообще ассоциировался с «духом воды«, каковым был бог «низа» вселенной. Из этого также следует, что Черный бог — это бог земли.
Взаимоотношений Черного и Белого богов, ставит вопрос: почему у разных народов демон и связанная с ним смерть, зло ассоциируются с черным цветом?
Так, древнеегипетский Сет, древнегреческий Тифон, христианский черт — черные.
У древних греков и римлян «черное» характеризовало нечто опасное, ужасное, а также имело, как и в наше время, переносный смысл, обозначая зло, нравственно отрицательные явления.
Можно считает, что такое значение черного цвета основано на цветовой оппозиции свету, поскольку символом положительно оцениваемого было солнце.
Думается, однако, что это не совсем так. В древнеегипетских мифах Сет не противостоит солнцу. Тифон является противником не солнца, а Зевса. Само солнце стало символом добра лишь на определенном этапе эволюции религиозных идей.
Кроме того, оно не обладало монополией на символическое значение белого цвета: Великая богиня, отнюдь не олицетворявшая добро, считалась «белой«.
Вероятнее всего, черное было приписано богу земли потому, что он обитал в подземелье, где господствует мрак, темнота, чернота.
Раннее христианское определение черта -владыка темноты.
Да и сама земля черная. О том, что в архаических представлениях «черное» ассоциировалось не со злом, а с темнотой подземелья, может свидетельствовать, например, хеттское выражение «черная земля«, которое обозначает мифический подземный мир. Черный цвет стал символом смерти и зла потому, что они считались исходящими от смертоносного божества, обитающего в темноте в глубинах земли.
О боге земли в мифах разных народов и эпох есть немало сведений.