Крушение неолитической религии привело к тому, что Черный бог измельчавший и превратился в черта, лешего, водяного, домового.
У лешего, рога и козлиные ноги. Он появляется в сопровождении волков, его образ козла, который верховодит волками.
Леший пристрастен к водке. Часто хохочет, спастись от него можно, если его рассмешить. От него можно откупиться яйцом. Он похищает детей. Вооружён дубиной.
Водяной, хозяин вод, покровительствует пчеловодам, пьяница, благоволит к тем, кто приносит ему дань. Как и леший, представлялся имеющим рога и с хвост. Леший и водяной считались происходящими от камней.
Домовой тоже рогатый и с хвостом. Черного цвета. Может принять облик собаки, змеи, кошки, лягушки. Предназначавшееся ему приношение клали на топор.
Но самым популярным в славянской народной демонологии был образ черта.
Его популярность не может быть объяснена христианским благочестием. Образ черта отсутствует в христианской канонической литературе, из чего следует заключить, что он имеет языческое происхождение.
Представления о черте в народе не согласуются с церковной назидательностью. Он в свое время явно внушал уважение, о чем свидетельствует русская пословица: «Богу молись, а черта не гневи«.
Страх перед чертом привел к тому, что его имя избегали называть, пользуясь различными эвфемизмами (враг, пес, черный, лукавый и др.).
Образ черта в народных представлениях соединяется с образом лешего, водяного, домового. Он тоже черный, мохнатый, с рогами и хвостом, может принимать облик змеи, собаки, свиньи, огненного змея.
Славянский черт, как и западноевропейский дьявол, неравнодушен к женщинам и навещает полюбившихся ему дам, летая к ним в виде крылатого змея.
Изображения Черного бога
Изображения Черного бога:
1- западноевропейский палеолит;
2- этруски;
3- средневековая русская рукопись.

Черт любит хохотать. Играет на музыкальных инструментах, в средневековой русской рукописи он изображен музыкантом, и, между прочим, крылатым, хотя место его не в небе, а в преисподней.
В одном из граффити Новгородского Софийского собора бес характеризуется как податель дождя.
У осетин есть предание о том, что люди и черти первоначально ладили, что люди даже почитали чертей, но затем поссорились с ними. Эта легенда согласуется с множеством других сведений о том, что черт не всегда был врагом и нечистой силой. Когда-то черт был богом. Даже у основателей христианства еще существовало представление о том, что черт тоже бог, хотя и отрицательный.
Апостол Петр сказал по поводу смерти одного отрока, который умер от укуса змеи: «Ты получил этого ребенка, черт«, это соответствует представлению римлян и греков о том, что умершего взял бог преисподней Диспитер или Плутон.
Апостол Павел называл черта, богом этого мира, да и в последующие две тысячи лет христианства существует представление о том, что черт не только хозяйничает в преисподней, но и весьма деятельно влияет на ход событий в этой жизни. Чехи до сих пор называют черта Черным богом.
Еще в эпоху палеолита возник образ рогатого существа, который вполне мог сойти за христианское изображение черта.
Культовые изображения козла
Культовые изображения козла:
1- Микены, 2 тыс. до х. э.;
2- Средняя Азия;
3- Дагестан, из наскальных росписей;
4- Франция, палеолит.

Палеолит дает много изображений полузверей – полумужчин.
В античное время этот образ уточнился, этрусский художник создал портрет Черного бога таким, каким впоследствии христиане представляли себе дьявола, с козлиными рожками и бородкой, на ухе у него три знака прорастающего семени, а изображение второго лица на голове статуэтки выражает представление о двоичности божества, черт, это бывший языческий бог преисподней. Однако соответствующие доводы не приняты во внимание современными исследователями народных поверий, считающими, что черт, это, так сказать, мелкая демонология, плоды обыденной фантазии.