Четыре спирали, один из вариантов идеограммы понятия ‘четыре стороны света‘, составленной из четырех символов земли. Спираль имеет отросток, представляя собой стилизованное изображение рогатого змея дракона. Образ рогатого змея, вошедший в символику и превратившийся в элемент орнамента, неоднократно встречается в памятниках декоративного искусства древности.
В русских сказках демонический змей, многоглавый дракон, потому что, бог земли представлялся троичным или трижды три, девятеричным. Можно высказать и другую гипотезу относительно источника представления о многоглавом змее, молния разветвляется в направлении своего движения, и если молнию считать змеем, то разветвляющаяся молния представляет собой многоглавого змея дракона.
Людям казалось, что если человек умирал, то это означало, что владыка преисподней или владычица неба взяли его себе. Люди убивали зверей, чтобы съесть их, и поэтому думали, что боги убивают людей с этой же целью.
В литовских сказках есть образ змей, поедающих трупы, а в славянских образ всесильного змея Дракона, требующего человеческих жертв.
Змей, бог земли
Змей, бог земли:
1- Югославия, неолит;
2- Древний Египет;
3- Мальта, неолит;
4- Румыния, 4 век до х. э.

Таким образом, как видим, Черный бог считался не только богом земли, но и владыкой преисподней. Поэтому в сказках герой, проникающий в обитель, где царствует змей, спускается в подземелье или забирается в пещеру.
Мифический змей Дракон не только обитает в глубинах земли, он и летает в поднебесье. В русских сказках демонический змей, крылатый дракон. Один из наиболее популярных персонажей мифологии доколумбовой Америки — пернатый Дракон змей.
Он податель дождя, патрон земледелия, хозяин ветров, покровитель спрятанных сокровищ, его эмблема — крест, понимаемый как знак четырех сторон света.
Крылатый змей часто встречается на древнеегипетских изображениях. В Древнем Китае крылатый змей был одним из главных объектов почитания. В корейской мифологии крылатый змей Куроньи считался покровителем жилища и дарителем богатства. Летающий дракон со змеиной головой был известен и шумерам.
На одном из палеолитических рисунков видим змею со странными отростками на хвосте и у шеи, видимо, это пернатый змей.
Змей-фалл
Змей-фалл:
1- Испания, палеолит;
2- Чехословакия, неолит;
3- доколумбова Америка;
4- Франция, палеолит;
5- Троя;
6- Элам, 4 тыс. до х. э.

Как возник этот странный образ? Какие объективные условия, природные или общественные, могли привести к тому, что в разных концах мира, в разные эпохи в культурах различного характера возник образ летающего змея Дракона?
Потусторонний мир мыслился находящимся либо в небе, либо под землей.
В небе люди видели птиц, из земли выползали змеи, поэтому возникло поверье, что душа умершего вселяется в птицу или в змею. Отсюда гибридный образ птица и змей, дракон.
Летающий Дракон-змей, это душа умершего, отправившаяся одновременно в ад и рай. Однако ни образ летающего змея русских сказок, ни связанные с ним сюжетные ситуации не подтверждают такого толкования.
Действительно, почему, в таком случае, летающий змей многоглавый, рогат, отождествляется с медведем и волком, живет не только в подземелье, но и в воде, почему он, будучи мертвецом, изрыгает дым и пламя, владеет сокровищами, питается человечиной и пристрастен к женщинам?
Мы уже видели на ряде примеров, что бог земли мыслился находящимся не только в сфере ‘низа‘ вселенной, но и в небе, чтобы общаться со своей супругой. И если змеи явился характерным воплощением этого божества, то он должен был иметь крылья, чтобы подниматься в небо. Черный бог, крылатым стал змеем потому, что люди видели змея в небе в образе молнии. Именно молния должна была дать повод для того, чтобы фантастический змеи считался огненным драконом. В русской сказке полет змея описывается таким образом: ‘Поднялась сильная буря, гром гремит, земля дрожит, дремучий лес долу клонится; летит трехглавый змей‘. Аналогия этому образу русской сказки есть и в древнегреческом мифе: змиеподобное чудовище, тело которого покрыто перьями, Тифон, изрыгало дым и пламя, творя бурю, его имени родственно восточноазиатское слово ‘тайфун‘.
Молния представлялась огненным змеем драконом. Для огневой природы Черного бога могло быть и другое основание, коль скоро он считался обитающим в подземной сфере, то вулканы, извергающие дым и пламя, могли быть осмыслены как его дыхание.
Итак, молния это змей, а змей считался воплощением мужского секса.
В связи с этими фантастическими представлениями, а не на основе каких-либо объективных реалий, возник миф о том, что Зевс зачал Диониса, обратившись в молнию, а в древнекитайском языке слово, означающее ‘удар грома‘ и связано с понятием ‘забеременеть‘.
В древности в Китае молнию представляли в виде мифического существа мужского пола, но поскольку в этой стране, как и во всей Восточной Азии, божество земли считалось женским, со временем божество молнии в Китае стало представляться женским.
Насколько явствует из текстуально зафиксированных древних мифов, отношения между верховными богом и богиней были не идиллическими. Ссорились Юпитер и Юнона, Зевс и Гера, Геб и Мут. Представление о случавшихся драках между Великой богиней и Великим богом, видим как богиня борется с тигром.
Из других мифологических источников, дошедших до нас в более поздних и более отрывочных показаниях фольклора, тоже видно, что Великая богиня и Черный бог часто скандалили, как и подобает супругам, имеющим буйный и злобный нрав.
Вероятно, гроза представлялась людям дракой между божественными супругами. Действительно, по некоторым преданиям гроза истолковывается как конфликт между богом и его женой.
В ваинахском сказании, слезы-дождь Тушоли были вызваны попыткой Ерды ее изнасиловать. Ерды имеет черты Черного бога, он представляется в обличье козла, который живет в горной пещере.
В этом сказании, очевидно, отразился древний миф о конфронтации богини неба и бога земли. У дагестанцев есть сказка о том, что первыми живыми существами были женщина и ее супруг змей. Между ними была борьба, и женщина победила.
В шумерском мифе владычица неба Инанна воевала с владыкой преисподней Куром, чтобы тот признал ее власть. Она победила Кура, установив свое господство в мире. Со временем, однако, миф видоизменялся, возникали его новые версии.
В вавилонском мифе бог-воитель Мардук победил женское чудовище Тиамат, а у кетов есть рассказ о «жене громовержца«, свергнутой с неба. По этим мифам была побеждена и низложена Великая богиня, а в другой был побежден бог преисподней, но теперь уже не богиней неба, а мужским богом неба.
В древне иранском мифе злой дух Ахриман после неудачного сражения с Ахурамаздой бросился, в виде дракона, с неба на землю. Наверняка вид молнии, ударяющей в землю, навел фантазию людей эпохи неолита, а может быть, и палеолита, на мысль о том, что это Дракон змей, сброшенный с неба. Поскольку передний конец молнии это ее ‘голова‘, то задний конец ‘ноги‘. Может быть, уже в первоначальной трактовке мифа говорилось о том, что владычица неба сбросила вниз своего противника, схватив его за ногу.