Древние, пытавшиеся как-то объяснить себе явления природы, когда небо на западе при закате солнца становится красным.
В древности применялись исключительно природные красители, получаемые из минералов, растений и даже некоторых животных.
Одними из самых дорогих были красные оттенки, которые могли себе позволить лишь самые знатные люди.
Католические кардиналы, римские императоры и короли использовали в одежде пурпурные, алые и карминовые тона, чтобы выделяться на фоне своих подданных.
Краситель кермес стал одним из веществ, применявшихся для получения красного карминового пигмента, высоко ценившегося в средиземноморских культурах Древнего мира.
На протяжении веков эти красители были доступны исключительно элите.
В Древней Греции красный цвет присутствовал в церемониальных одеждах и военном облачении спартанцев.
У римлян пурпурный был символом императорской власти и мог использоваться только императором, его ближайшими родственниками и священниками.
РоссияОбъяснить это можно было и тем, что небо обагрилось кровью убитого оленя, и тем, что оно озарено подземным огнем.
Так или иначе, но красный цвет ассоциировался с западом, с подземным миром, с богом преисподней.
В некоторых мифах космическое яйцо из которого произошел мир, представлялось трехцветным: верхняя часть белая (небо), средняя часть черная (земля), нижняя красная (подземный мир).
В одной из скандинавских саг ‘мировое дерево‘ описывается имеющим красные корни, зеленый ствол и белые ветви, эта ирреальная расцветка символична: белое – небесная сфера, зеленое – наземный мир, красное – подземный.
Красный цвет в разные времена и у разных народов символизировал также мужской пол, силу, действие, войну, гнев, здоровье, охоту, молнию, любовь, похоть, владычество, а это все свойства, связывавшиеся с богом преисподней.
Древнеиндийской цивилизации поклонение богине-матери и ‘неуязвимому‘ богу, носившему имя ‘медный‘ и ‘красный‘, то есть владыка металлов.
У древних евреев красный цвет был символом земли, а у некоторых индейских племен, символом камня. У индийских племен, бог смерти Яма одет в красное.
В разных местах мира мифический змей или дракон представлялся имеющим красный цвет.
Объяснить соотнесение змея, земли и камня с красным цветом можно только тем, что это был цвет, издревле соотносившийся с богом преисподней.
В Древней Греции жрецы, обращаясь к западу, потрясали красными платками.
У северокавказских горцев при обряде моления о дожде фигурировали красные флаги.
В Индии рисуют красную спираль на дверях дома, когда должно произойти рождение ребенка, она призвана способствовать рождению, ведь змей, будучи воплощением мужского секса, считался подателем и покровителем зачатия Бог преисподней был олицетворением воинственности.
Поэтому красный цвет стал атрибутом бога войны.
Одним из мифологических образов, восходящих к неолитическому богу преисподней, помимо прочих своих функций, служил олицетворением мужской сексуальности, статуя Приапа окрашивалась в красный цвет.
У финикийцев фаллическое божество Кадмус называлось ‘красный бог‘.
Древнеримский бог земного плодородия Вакх представлялся в одежде красного цвета.
В Древнем Риме лицо триумфатора, торжественно въезжавшего на Капитолий, было окрашено в красный цвет, ибо он представлял ‘лицо бога‘.
С крушением раннее земледельческой религии ее боги превратились в грозных демонов, а со временем в нелепых образов, лешего или водяного.
Поэтому, по русским поверьям, водяной носит красную рубаху, пасхальные яйца принято было окрашивать в красный цвет.
Такой ритуал существовал еще в Древнем Египте, даже тогда, когда яйца имели иную раскраску, они назывались ‘красными‘, потому что яйцо было атрибутом змея, владыки преисподней.
По старинному русскому поверью, при ударе грома следует вытереть лицо красной тряпкой.
С богом преисподней или ‘князем тьмы‘, соотносился черный цвет.
Поэтому с дьяволом традиционно связываются черный и красный цвета.
В доколумбовой Америке существовал обряд в период сева приносить в жертву, богу земли человека, тело которого было окрашено в черный и красный цвета.
В средневековой Западной Европе богословы облачались в одеянию черное и красное, в качестве пережитка традиции, восходящей к языческого культа.
Славянское слово ‘красный’ этимологически родственно сансритскому слову ‘черный‘.
Причина одинакового названия разных цветов в том, что соответствующие слова происходят от имени одного и того же божества.
Со времен палеолита практиковалось окрашивание покойников в красный цвет.
Это чрезвычайно древний обычай датируемые 20-30 тыс. до х. э. погребения покойников, посыпанные красной охрой, смысл этого погребального обряда, принято считать, что красный цвет в данном случае символизирует кровь и жизнь.
Значит, окрашивая умершего в красный цвет, выражали при этом пожелание, чтобы он остался жив?
Неандертальские захоронения представляли собой не что иное, как человеческие жертвоприношения, известно также неандертальское ритуальное захоронение частей туши оленя, посыпанных красной охрой, выражая этим сожаление об их смерти и желая им воскрешения на том свете, а может быть, красный цвет здесь выступает в качестве символического выражения передачи жертвы богу преисподней.
Поэтому погребальные обряды древности свидетельствуют о страхе перед умершим, о пожелании, чтобы он не вернулся к живым, чтобы он не воскрес.
Для этого прежде всего покойников связывали, судя по сильно скорченным костякам, и практиковалось у некоторых племен до 20 века.
Связывали, чтобы он не встал из могилы, а окрашивали — желая вдохнуть в него жизнь?
Странная логика даже для первобытного человека. Кстати, во многих древних погребениях красной краской покрыто не только тело погребенного, но и всю могилу.
Такой обычай существовал во всем мире, даже когда умер древнерусский великий князь Владимир, который обратил языческую Русь в христианство, его тело вынесли таким образом.
Чобы усопший не встал, могилу накрывали большим камнем, откуда последующий обычай сооружать надгробие в виде каменной плиты или выложенного из камня массива.
В древности на Ближнем Востоке и в Европе существовал обычай заваливать камнями могилы ненавистных покойников.
У кетов при погребении говорили, обращаясь к покойнику: ‘Здесь твой дом будет, не ходи далеко‘, а древние греки, похоронив человека: ‘Смотри туда, а сюда посылай хорошее‘.
Потому и выносят покойника ногами вперед, чтобы он ‘смотрел туда‘ и хоронят его обутым, чтобы он ‘шел туда‘, в Гренландии за покойником, которого везли на кладбище, шла старуха, размахивая зажженной лучиной и крича: ‘Здесь для тебя ничего нет‘.
В России раньше был обычай совершать погребение к концу дня, этот обычай исходит из пожелания, чтобы умерший отправился вслед за солнцем на тот свет и не остался на этом.
И пищей снабжали умершего не столько в силу заботы о нем, сколько чтобы не вызвать его недовольства, страх перед умершим был сильнее любви к нему.
Тем более что любили покойного ближайшие родичи, а погребальные обычаи вырабатывались не по их воле, но по воле остальных членов общины.
Подобным же образом в Финикии и Карфагене приносили в жертву Молоху детей из знатных фамилий не потому, что так хотели их родители, а потому, что так считало нужным общество.
У некоторых племен покойника не только связывали, но и замахивались на него оружием, даже наносили ему увечья.
У многих народов, чтобы помешать покойнику вернуться, его своеобразно ‘обманывали‘, выносили не через дверь, а через специально проделанное отверстие, которое затем заделывали.
В Центральной Европе обнаружены относящиеся к мезолиту захоронения человеческих черепов, носящих следы насильственной смерти, черепа уложены лицом на запад и посыпаны красной краской.
В Древней Руси, покойника кладут в сани, окрашенные в красный цвет.
Что означает здесь красное, цвет жизни или цвет смерти?
У древнеиндийских племен и в современной Англии существовал обычай надевать на присужденного к смерти одежду красного цвета, пожелание смертнику воскреснуть после казни или отправиться по назначению, вряд ли покойников окрашивали в красный цвет для того, чтобы вдохнуть в них жизнь.
Этот ритуал явно символизировал передачу их владыке потустороннего мира.
На почве таких воззрений возник и обряд трупосожжения, огонь и красный цвет.
Красный цвет в древности не мог соотноситься с кровью, многочисленные данные свидетельствуют, что во времена глубокой древности красный цвет ассоциировался со смертью.
В то же время другие данные говорят о том, что кровь считалась носителем жизни.
Люди могли рассуждать, так: человек умирает, теряя кровь, потому, что кровь выпивает бог земли, а она его привлекает вследствие своего красного цвета.
У разных народов существовали ритуалы выпивания крови или жертвоприношения крови, причем зачастую кровь, приносимую в жертву божеству, выливали на землю, иногда даже при этом, присыпая землей.
Судя по изложенной, солнце считалось не небесным, а принадлежащим подземному миру — стихии огня, а солнце это частица подземного огня, временно попадающая на небо.