В индоевропейских языках числительное «девять» и прилагательное «новый» образованы от одного корня.
Восьмиконечная звезда
Восьмиконечная звезда:
1- Иран, 2 тыс. до х. э.;
2- Поволжье, 1 тыс. до х. э.;
3- Абхазия, 8 век.

Известны также графемы с 9 элементами.
Девяти частные символические знаки, появились еще в палеолите.
Знаки со значением «трижды три» встречаются и в палеолите, и в эпоху бронзы.
Возможно, сакральное значение числа 9, произошло от понятия «трижды три» (выражение тридевять в смысле, много).
Число 9 представлено в древних индоевропейских текстах как предельное число, как ‘много‘.
Число 9 имело и календарное значение.
У древних греков, римлян и германцев существовала девятидневная неделя; 27-дневной период, в течение которого луна видна в небе.
Кавказские народы тоже знали 9-дневную неделю, возможно, существовал также 9-летннп период
9-, 12- и 13-частные символы
9-, 12- и 13-частные символы:
1,2- Западная Европа, палеолит;
3- Древний Китай;
4- Малая Азия, неолит;
5- Англия, бронза;
6- Румыния, бронза;
7- Северный Кавказ, бронза;
8- Армения, бронза.

Но гораздо больше основании соотносить его с образом неолитического бога преисподней и грозы.
В славянских сказках змеи бывает девятиголовым, а ведьма имеет 9 братьев.
В старинной литовской песне поется: «Перкун-отец имел девять сыновей троих бьющих, троих гремящих, троих сверкающих«.
Заговоры против червей который обожествлялись со змеями. тоже содержали в качестве одного из своих элементов число 9.
Мифическая
девятиглавая гидра

была известна не только в Древней Греции, но и в средневековой Камбодже, а имя ацтекской богини
Чекомекоатль

означает «девять змей«.
В Сардинии похоронный обряд длился 9 дней.
По русскому поверью медведь встает из берлоги
9 марта

.
У нанайцев мифический
хозяин леса

представлялся в виде
медведя с девятью горбами

.
По верованиям этрусков, молнию насылают ‘девять богов‘.
В России девятая неделя после
Пасхи

пользовалась особым почитанием.
В Англии был обычаи на летнее солнцестояние зажигать 9 огней; в других странах огниво на празднование летнего солнцестояния должно было быть, сложено из, древесины 9 пород.
У осетин на Новый год готовили один пирог большого размера и
девять маленьких

, в Древнем Риме и Иране число 9 имело хроническое значение.
Число 9 участвует в погребальном ритуале у американских индейцев.
В грузинской средневековой: летописи сообщается, что тело умершей царицы Тамар было завернуто в 9 аршин холста, причем запись эта повторяется в виде рефрена, из чего можно заключить, что таков был погребальный обычай.
Высокое значение число 9 имело, конечно, потому, что это число связывалось с богом земли.
А такая связь возникла, вероятно, на том основании, что земной мир имел «восемь сторон и середину» (такое понятие существовало и в Древней Индии, и у ацтеков).
В античное и последующее время сохранялась мистификация числа 9.
Так жюри на Олимпийских играх состояло из девяти судей.
Девять
архонтов

стояли у власти в греческих республиках.
Было придумано девять муз (покровительниц искусства и науки).
Из девяти книг состоит «История»
Геродота

.
У древних германцев жертва из девяти животных считалась наиболее значимой.
На торжественных пиршествах подавалось девять блюд.
В
Дантовом аду

— девять кругов, о девяти ярусах подземного мира говорится в мифах Скандинавии и доколумбовой Америки.
Христианский рай имеет девять сфер, девятый вал при шторме считается по народным поверьям самым опасным.
Сакральное число 9 фигурирует в словесности разных народов; можно упомянуть, например, английские выражения «если не зашить своевременно, придется зашивать девять раз«, «чудо девяти дней«.
Композиция из двенадцати солнц, расположенных в четырех секторах, обозначает, очевидно, 12 месяцев и четыре времени года.
Данный 12-элементный символ эпохи бронзы явно повторяет соответствующую неолитическую графему; об этом можно судить не только по тому, что солнца здесь изображены посредством неолитических знаков облака, но и по тому, что в неолите существовали аналогичные композиции.

13 солнц посвящены, видимо, високосному 13-месячному году.

Многоэлементные композиции
Многоэлементные композиции:
1- Троя;
2- нагрудное женское украшение, Дагестан;
3- подвеска, Поволжье.

Композиции, показанные на рисунке, похожи на условную картину неба.
Россыпь кружочков па них можно представить себе как звезды на небосводе.
Наверное, так и воспринимались подобного рода рисунки, когда семантика неолитической символики была забыта.
Но с позиций этой символики их следует понимать иначе.
Кружочки (с точками и без них) это семя, а полуовал, охватывающий семена, это облако, орошаю и ее посев.