Растительные мотивы орнамента генетически связаны с одной и той же древнейшей культовой традицией, восходящей еще к временам палеолита, ветви и ручейки этой религий разными путями распространялись в последующих культурах.

Растительный орнамент впервые появился на амулетах.

Отметим, что тогда еще не было земледелия и растения не могли стать объектом почитания на аграрной основе.

На одном из неолитических амулетах изображено дерево с корнями.

'Древо жизни' с эмблемой солнца или неба
‘Древо жизни’ с эмблемой солнца или неба:
1- Древний Египет;
2- Ассирия;
3- Древняя Мексика;
4- Месопотамия;
5- Швеция, средние века;
6- Дагестан, глиняный рельеф на камине, 20 век.

Графическое представление дерева в таком виде не могло являться рисунком визуально воспринимаемого растения: ведь корни скрыты под землей.

Это изображение не растения как такового, а священного объекта, сущностными составляющими чертами которого являются крона и корни.

Изображение свешенного дерева в таком виде, возникшее, по имеющимся данным, в древней Европе, постепенно дошло до Китая, где иероглифом дерева служит знак в виде русской буквы Ж; верхняя и нижняя части этого знака являются схематическим изображением кроны и корней.
Изображение священного дерева встречается и в доколумбовой Америке, показано, как некто влезает по стволу необычного дерева наверх.
В одной из русских сказок герой взбирается по дереву на небо.
Сибирские шаманы воображали, что пни могут подняться но дереву на небо.
В христианский праздник Вознесения Христа русские пекли из теста маленькие лестницы, представление о том, что на небо можно влезть по дереву или по лестнице, существовало еще у хеттов (и наверняка существовало еще до них).
Видимо, в исчезнувших древних мифах был сюжет вознесения на небо путем влезания но дереву или иным способом.
В Месопотамии был миф о священном дереве, которое растет в раю; Библия называет его древом жизни, что оно находится «посередине сада«, вероятно, является интерпретацией более древнего представления о магическом дереве, расположенном в центре мира.
Сказания и обряды, связанные с почитанием мифического дерева являющегося стержнем мироздания, «мирового дерева«, существовали вплоть до 19 века.
Изображение священного дерева являлось одним из важных мотивов; культовой иконографии в Древней Месопотамии.
Изображения эти всегда стилизованные, не натурные, из чего следует заключить, что они представляли не реальное дерево, а некую идею.
Древнейшее из известных месопотамских изображений священного дерева, относящееся к 4 тыс. до х. э.. снабжено листьями, но общая композиция его стилизована: она состоит из вертикального ствола и примыкающих к нему шести дугообразных ветвей, в целом представляя собой прообраз иудейского семисвечника.
В дальнейшем эта композиция все больше схематизированный.
Диск с ломаными или заспираленными лучами в Дагестане
Диск с ломаными или заспираленными лучами в Дагестане:
1- рисунок на резном камне;
2- рисунок на глиняной обмазке стены помещения мечети, 19 век;
3- узор на керамическом блюде, 17-18 век;
4- резной камень;
5- резной камень на фасаде мечети, 20 век.

На многих месопотамских изображениях священного дерева композиция состоит из вертикального стержня, к которому примыкают, в виде ветвей наклонные стержни с кружочками на концах; нередко их семь.
Можно полагать, что они изображают яблоки, наколотые на концы палочек.
На некоторых изображениях стилизованные ветки снабжены не кружочками, а языковидными формами, очевидно представлявшими огни.
Яблоки и огни могли быть взаимозаменяемы, ибо и то к другое, атрибуты бога преисподней.
Отсюда нынешний обычай зажигать огни на рождественской елке.
Огонь служил культовым атрибутом у древних евреев, как и у других древних народов Европы и Передней Азии, но каноническая форма семисвечника, ставшая главным религиозным символом в иудаизме, появилась в Израиле в период Второго Храма; очевидно, она была привнесена иммигрантами из Вавилона.
Поклонение священным деревьям распространено у многих народов.
Содержание соответствующих мифов и обрядов указывает на их связь с образом мирового дерева.
В гимнах
Ригведы

и
Эдды

змея обитает между корнями некоего дерева, уходящими в неведомые глубины; вершиной своей оно уходит в небо, представителями которого являются птицы.
В одном из древнейших памятников словесного творчества — шумерском эпосе о
Гильгамеше

— об этом дереве говорится:

«В его корнях змея, что не знает заклятья, гнездо устроила, в его недрах птица
Имдугуд

птенца вывела, в его стволе дева
Лилит

дом построила».

Образ дерева со змеей под ним и птицей в его ветвях известен в русском, в африканском фольклоре.
Образ космического дерева, как и олицетворяемое им представление о трех ярусности мироздания, общечеловеческий миф.
Интересно мезолитическое изображение дерева с корнями и со змеей.
Символические изображения 'дерева жизни'
Символические изображения ‘дерева жизни’:
1-4- Дагестан;
5- Грузия;
6- Россия;
7,8- Франция, 15-10 тыс. до х. э.;
9- Дания, 7-6 тыс. до х. э.

Это известное по древним мифам и сказаниям мировое дерево, в корнях которого живет змей.
Судя по намекам, имеющимся в сказаниях разных народов, мировое дерево мыслилось воплощением Великой богини, потому, что она считалась владычицей не только неба, но всей природы.
С мировым деревом связан мотив определения судеб людей, потому что от Великой богини зависели эти судьбы.
Священными почитались, в частности, деревья, в плодах или в стволе которых содержится молоко видный сок, ассоциировавшийся с молоком
Великой матери мира

.
В Ригведе мировое дерево сопоставляется с рождающей женщиной.
По якутским мифам в дереве живет дух богини деторождения.
В грузинском народном искусстве «древо жизни«, связанный с культом Великой матери.
В Древней Индии верховную богиню принято было символизировать с священным деревом; календарные празднества, посвященные почитанию священного дерева, в Индии считаются женскими.
В Древнем Египте с культом деревьев было связано поклонение женским божествам, по египетскому мифу, богиня
Пут

обитала в «небесном дереве«.