Спираль символизирует непрерывное движение солнца.
Спираль означает возвращение, приход и уход, рождение и смерть, восход и заход, возникновение и умирание.
Спираль не имеет начала и конца, она образ рождения и воды, волны, движения, верха и низа, неба и ада, Янь и Инь.

Спираль, обозначение змеи:
1- Дагестан;
2- северокавказская равнина, средние века;
3- Югославия, 6 тыс. до х. э.;
4,5- Германия, неолит.

В древнем искусстве есть изображения змеи, свернувшейся спиралью.
Зигзаг, сопровождаемый точками обозначал воду или реку, орошающую семена.
В Древнем Средиземноморье и в средневековом Китае спираль была знаком грома, в Передней Азии она служила символом молнии.

Двойная спираль на резных камнях Кавказа:
1- мечеть, начало 20 века;
2- мечеть, 19 век;
3- башня, 12 век;
4- постройка, 18 век.

В отличие от простой спирали двух спиральный 8-образный знак очень часто встречается.

Гипотеза происхождения культовых символов в результате графических трансформаций:
А – по Ж. Дешелетту;
В – по Г. Вильке;
С – по X. Рафаэлиан.


Различные варианты обозначения небесной влаги, культура Хассуна (Северной Месопотамия и Северной Сирия), энеолит.

Символ двойная спираль, применялся в качестве орнаментального мотива, фигурирует обычно не в одиночно, а в виде повторяющихся элементов, расположенных цепочкой.

Декоративный мотив в виде цепочки символов двойная спираль:
1- Югославия, 4 тыс. до х. э.;
2- Северная Осетия, конец 2 тыс. до х. э.;
3-8- орнамент разных народов мира.

Большей частью знака двойная спираль, последовательно соединены друг с другом и образуют непрерывную ленту, известную под названием ‘бегущая волна‘.

Варианты различного положения S-образных фигур в цепочке:
1- узор на глиняном сосуде 19 века, Кавказ;
2- Древнее Перу;
3- Средняя Азия, 10 век;
4- Греция, неолит;
5,6- Германия, 4 тыс. до х. э.;
7- узор на вязаном изделии, начала 20 века, Дагестан;
8- Западная Сибирь, эпоха бронзы;
9- вышивка, начала 20 века, Дагестан;
10- Древний Крит;
11- Югославия, 4 тыс. до х. э.

Если считать, что 5-образная фигура представляла в неолите змею, то понятно ее сочетание с символами, обозначавшими небо, дождь, вселенную, ибо мифический змей считался прообразом богини неба.
Эти два главных божества неолитической религии, почитались в качестве отца и матери мира.

S-образный знак и ‘бегущая волна’ на керамике, 4-2 тыс. до х. э.:
1- Триполье-Кукутень;
2- Германия;
3- Югославия;
4- Дания;
5- Италия;
6,7- Южное Приуралье.


S-образный знак и ‘бегущая волна’, изображения змей:
1- Англия, эпоха бронзы;
2,4- Швеция, эпоха бронзы;
3- Румыния, неолит.

В искусстве западноевропейского неолита змеи, являвшиеся объектом религиозного поклонения, представлены в виде разнообразно извивающихся и сплетающихся лент.

Стилизованные изображения змей, неолит Европы:
1,2- Триполье-Кукутень;
3- Ирландия;
4- Югославия.

Один из вариантов, изображение змей в виде ‘выплескивающейся волны‘.

Орнаментальный мотив всплеск волны:
1- гуцульский рисунок, начала 20 века;
2- Малая Азия, 5 тыс. до х. э.;
3- Триполье-Кукутень, 4 тыс. до х. э.;
4- Швеция, 2 тыс. до х. э.;
5- гипотетичный вариант рисунка;
6- Германия. 4 тыс. до х. э.

Такая трактовка змеиной темы выглядит несколько странной.
Может быть, она сформировалась под влиянием более древнего, встречающегося на керамике Малой Азии стилизованного изображения водоплавающих птиц.

S-образный символ с придатками:
1- Чечня, позднее средневековье;
2- Древняя Греция;
3- Ирландия, 3 тыс. до х. э.

Символ двойная спираль иногда сопровождается парой придатков, расположенных по обе стороны от него.
Такая композиция встречается в разных странах и в разные эпохи, следовательно, она не случайна.
В одних случаях эти придатки представляют собой знаки растительности, знаки земли, омываемой водой.
Змеи, в том числе в 5-образном виде, изображались еще в эпоху неолита, 5-образный знак обозначал ‘змею‘, то в системе культовой символики эпохи бронзы он имел иное смысловое значение.

Происхождение S-образного символа от изображения птицы:
1- по А. Бобринскому;
2- элементы вышивки, Поволжье.

2-образный знак означал ‘птица‘, на многих древних изображениях видим вереницы водоплавающих птиц и сходные с этими рисунками цепочки 5-образных или 2-образных знаков.

Превращение изображения птицы в S-образный знак:
1- Швеция, бронза;
2- Австрия, бронза;
3- Алтай, вторая половина 1 тыс. до х. э.


Превращение изображения птицы в S-образный знак:
1- Карелия, неолит;
2- Урал, поздняя бронза;
3- Югославия, бронза;
4- Уральск, неолит;
5- Карелия, неолит;
6- Крит, неолит.

Происхождение этих знаков от стилизованного изображения птицы, в большинстве случаев одна из спиралей 5-образного знака крупнее другой, меньшая спираль происходит от очертания головы, а большая – туловища птицы.

Двойная спираль с переломом:
1- Дагестан, рисунок на средневековой керамике;
2- Чечня, знак на камне стены.

Иногда две спирали соединены не плавным переходом, а переломом линии, изображения фигуры птицы.
Бывают начертания 5-образного знака с двумя ножками.

Стилизованные изображения птиц:
1,2- Дагестан, резные камни;
3- Грузия, 6 век;
4- элемент орнаментики ковра, Закавказье;
5- Дания, эпоха бронзы;
6-8- Иран, неолит;
9- Италия, эпоха бронзы.

Встречаются 5-образные фигуры с черточками, которые обозначают перья птицы.
Иногда такие фигуры снабжены рудиментарными элементами крыльев или клюва.
На некоторых изображениях 8- или 2-образные знаки расположены над фигурами людей, животных, гор, символизируя птиц в небе.

Условные изображения ‘небо и земля’:
1- Средняя Азия;
2- Элам;
3- Египет;
4- Кавказская Албания, рубеж х. э.

Этот знак в Юго-Восточной Европе обозначал, змею, а в Передней Азии, птицу.
Чрезвычайная распространенность изображений птиц в археологических материалах и неолита, и бронзы говорит о почитании птиц в обеих религиозных системах.
Среди алтаря, обнаруживаемого в могильниках разных культур, находят амулеты в виде фигурок птиц.
Так рисунок птицы на шесте, изображение священного символа в виде фигуры птицы, прикрепленного к древку.

Связь мужских образов с птицей:
1- Западная Сибирь, эпоха бронзы;
2- Франция, палеолит;
3- Испания, палеолит.

В фольклоре народов Восточной Европы бытовали мифы о сотворении мира птицей.
В Древней Греции виновный в убийстве аиста наказывался как убийца человека.
В Древнем Египте убийство ибиса, даже ненамеренное, каралось смертью.
В Европе и на Кавказе почитали голубя, на Севере – лебедя, в Восточном Средиземноморье и Передней Азии – аиста.
В Армении аиста называют ‘братом весны‘.
При строительстве мечетей устраивали в стенах ниши, которые служили гнездами для птиц.
Главная причины вызывавшие почитание птиц несомненно заключается в том, что птица, обитающая в небе, казалась причастной к божеству.

Связь божества и птицы:
1- архаическая древнеримская статуэтка Юпитера;
2- Италия, неолит;
3,4- Карелия, неолит;
5- рисунок на камне стены в дагестанском селе.

Так статуэтка Юпитера, в одной руке он держит колесо, неолитический символ неба, в другой жгут, символ воды.
На плече у него висит связка двойная спираль, это птицы обитающие в сфере небесного бога и потому ставшие его атрибутом.
Водоплавающие птицы на холодном севере были вестниками весны, а на жарком юге символизировали благодатную воду.
Почитание птиц было обусловлено тем, что в древности многие местности кишели змеями, а птицы, а именно аисты, уничтожали змей.
Бессмертная огненная птица Феникс в античное время стала олицетворять солнце.
В Ригведе лебедь, образ солнца.
В древнеегипетском иероглифическом письме птица часто равнозначна светилу.
В изделиях культуры многочисленны сочетания фигурки птицы с диском или колесом, символом солнца.
Итак, двойная спираль могла обозначать либо змею, либо солнце-птицу, в зависимости от контекста.
Пару птиц считает его символом плодородия, размножения.
Сюжет двойная спираль в символике Древнего Крита, представлял связь не двух птиц, а двух змей, часто встречающийся в древнем искусстве.
Две змеи олицетворяли близнецов, сыновей
Великой богини, потому, что их отец, бог преисподней, змей.
Но они же могли представляться и птицами, потому что их мать, богиня неба, птица.