В Дагестане имеется большое количество изображений
косого креста

, знака в виде двух пересекающихся диагоналей квадрата.
Косой крест как символ и как декоративный мотив
Косой крест как символ и как декоративный мотив:
1- угловой камень дома;
2- резной камень в стене гробницы;
3- резная каменная плита, служащая заполнением оконного проема.

На первый взгляд это как будто не более чем декоративный мотив. Но и он происходит от символа, имевшего смысловое значение.
Обратим внимание на то, каким образом начертан этот знак на камне кладки стены дома.
Если бы это был ничего не значащий декор, просто орнаментальный элемент в виде двух диагоналей для заполнения пространства прямоугольника, то исполнитель естественным образом покрыл бы орнаментом всю лицевую поверхность камня.
Между тем фигура занимает лишь часть камня; эта часть выровнена, тогда как остальная поверхность камня грубо отколота.
Не случайно рисунок нанесен именно на угловом камне постройки, причем сдвинут к краю, находящемуся у угла. Наверное, к этому знаку относились как к оберегу, призванному содействовать долговечности жилища, благополучию обитающих здесь людей.
Видимо, с таким же значением этот знак наносился над воротами у хеттов.
Знак косого креста в разные эпохи
Знак косого креста в разные эпохи:
1- Западная Европа, палеолит;
2- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
3- хетты;
4- Крит, неолит;
5,6- Малая Азия, 6 тыс до х. э.;
7- Иран, неолит;
8- Иран, эпоха бронзы;
9- элементы орнамента у разных народов.

Вариант этого символа – косой крест со вставками в противоположных углах.
В другом варианте, он косой крест с угловыми вставками в виде шевронов во всех четырех междукрестьях.
Косой крест с противолежащими вставками
Косой крест с противолежащими вставками:
1- угловой камень дома;
2- деревянный поставка для ложек;
3- резьба на деревянном коробе;
4- Египет, 4 тыс. до х. э.;
5,6- Туркмения, неолит;
7,8- Югославия, около 5000 год до х. э.

Косой крест встречается в разные эпохи, от палеолита до 19 века, у народов, обитающих в разных концах земли.
Он был воспринят в качестве священного символа христианской символикой как «крест святого Андрея«.
Косой крест является «формой простейшего разрешения задачи орнаментального порядка«.
Однако суждения о том, что те или иные графемы в древности возникали на почве беспредметной фантазии, несостоятельны.
Различные варианты композиций, в которых фигурирует косой крест, появились в эпоху палеолита.
Палеолитического орнамента в виде цепочки косых крестов: этот мотив обозначает, возможно, ограду охотничьего загона и, в таком случае, относится к охотничьей магии. Нечто иное должен был обозначать палеолитический орнамент.
Здесь косой крест образован не двумя пересекающимися линиями, а четырьмя крестообразно расположенными штрихами, следовательно, он не мог в данном случае обозначать две жерди, наклонно воткнутые в землю. По поводу аналогичного орнамента в материалах малоазийского неолита.
Косой крест с шевронами
Косой крест с шевронами:
1- Дагестан, начало 20 века;
2- Дагестан, 12 век;
3- Германия, неолит;
4- Украина, палеолит;
5- Малая Азия, неолит;
6- Крым, 2 тыс. до х. э.;
7- Крит, неолит;
8- Средняя Азия, 19 век;
9- Россия, 17 век;
10- Грузия, 2 тыс. до х. э.

Исследуя орнамент народов Сибири, знак косого креста в квадрате возник в результате комбинации треугольников.
Эта догадка, по-видимому, верна, но она не аргументирована.
Она имела определенное смысловое значение: символ в виде четырех крестообразно расположенных треугольников выражал понятие «четыре стороны света» или «четыре области земли«.
Косой крест с шевронами во всех четырех междукрестьях, видимо, тоже является символом четырех сторон света, но относящимся не к земной части вселенной, а к небесной.
Треугольник, с шевронами в данном случае представляет собой идеограмму облака и служит знаком богини неба. Заметим, кстати, что рассматриваемый символ существовал еще в палеолите.
Возможно, данный палеолитический рисунок тоже представляет собой символ неба (диск) с фиксацией четырех его сторон, что косой крест был эмблемой Великой богини.
По мнению этого автора, знак в виде косого креста с шевронами в двух противолежащих междукрестьях имитировал узор на женской одежде.
Но если это так, то и сам такой узор, и его расположение на груди женской фигуры должны были возникнуть по какой-то причине. Причина в том, что данный узор представляет собой пару знаков дождевого облака и относится к серии двоичных эмблем богини.
Почему же он оказался нанесенным именно на груди статуэтки.
Если жрицы богини носили одежду такого вида, то это было генетически связано не только с данной графемой.
Косой крест на человеческой фигуре
Косой крест на человеческой фигуре:
1- Россия, 19 век;
2- Троя, 3 тыс. до х. э.;
3- Англия, 4 тыс. до х. э.
4- Швейцария, 4 тыс. до х. э.

Приводим пример женских статуэток с косым крестом на груди.
Между тем имеется довольно много древних женских статуэток, на которых косой крест имеет вид двух перевязей.
Женские фигуры с перевязками
Женские фигуры с перевязками:
1- Малая Азия, неолит;
2- Иран, неолит;
3- Сицилия, 2 тыс. до х. э.;
4- Крит, неолит;
5- Северный Кавказ, 3 тыс. до х. э.;
6- Троя.

О том, что эти перевязи имеют происхождение не только символическое, но и утилитарное, свидетельствуют женские статуэтки с одной перевязью.
Есть древние мужские изображения с двумя перевязями крест-накрест.
Мужские фигуры с перевязями
Мужские фигуры с перевязями:
1- Грузия, 10-12 век;
2- Бенин.

По-видимому, в древности одной из характерных деталей облачения людей (и мужчин, и женщин) были перевязи, необходимые для ношения оружия, сумок и др. Здесь мы видим еще один пример того, как объект, напоминающий своим видом священный символ, приобрел сакральное значение, поскольку косой крест был эмблемой богини он обозначался на столбе жилища.
В дальнейшем мы увидим, что столб мыслился воплощением богини.
Косой крест на опорном столбе
Косой крест на опорном столбе:
1- Грузия;
2- мечеть, Дагестан, 17 век;
3- жилой дом, Дагестан;
4- Таджикистан;
5- Малая Азия;
6- Молдавия.

Будучи высшим божеством, она, очевидно, была призвана покровительствовать жилищу, поэтому ее идеограмма изображалась на центральном столбе дома и, как было показано выше, на его угловых камнях, а также над входом.
В после неолитическое время косой крест был переосмыслен; его стали понимать просто как знак креста, символизирующий солнце.
Поэтому в эпоху бронзы косой крест стал эквивалентен прямому кресту.
Тому есть много примеров.
Так, ладья перевозит картуш с косым крестом, занимающим такое же положение, как диск с крестом на других изображениях.
В русском народном искусстве встречается изображение перекрещенного квадрата с крыльями; по своему происхождению это символ крылатой богини неба; но, так же как и крылатый диск, был переосмыслен как знак солнца.
Косой крест на фигуре птицы можно понимать по-разному, потому что по неолитической традиции птица была существом, представлявшим богиню, а в эпоху бронзы она олицетворяла солнце.
Таким образом, если в эпоху неолита косой крест, будучи эмблемой богини, считался женским знаком, то с эпохи бронзы, как символ солнца, он читался как мужской знак.
Поэтому крупный косой крест на груди, принадлежность мужского национального греческого костюма, а в Индонезии косой крест, специфический для татуировки мужчин.
Косой крест с тремя точками
Косой крест с тремя точками:
1- резной камень;
2- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
3- Франция, 1 век до х. э.;
4- Грузия, 18 век.

Но и в системе неолитической символики косой крест мог играть роль мужской эмблемы, поскольку, разделяя прямоугольник на четыре части, он образовывал символ «четырех частей земли«.
В средневековой символике Западной Европы существовало сочетание прямого и косого крестов.
Христианские сочетания прямого и косого крестов
Христианские сочетания прямого и косого крестов:
1- Дагестан, 7 век;
2- Франция, средние века.

Эти два креста, наложенные друг на друга, изображены на государственном флаге Великобритании.
В Дагестане найдено раннее средневековое изображение святой Девы Марии,с младенцем и эмблемой в виде двух совмещенных крестов, прямого и косого.
Этот пример христианской эмблемы восходит к эпохе неолита; он, надо полагать, выражает идею связи бога земли (прямой крест) и богини неба (косой крест).
В Древней Индии восьми лучевая звезда (сочетание прямого и косого крестов) была символом соединения мужского и женского начал, созидающих жизнь.