Создателем истории религии и становления христианства как официальной государственной религии и укрепления церкви Евсевий Памфил или Евсевий Кесарийский. Родившийся в Палестине и получивший образование в таких центрах ближневосточной культуры, как Иерусалим и Антиохия, он в период диоклетиановских гонений на христиан испытал и тюрьму (вместе со своим наставником Памфилом), и изгнание, спасаясь в Сирии, Финикии и Египте.
Впечатления от этих мятежных и трагических испытаний Евсевий выразил в ‘Истории палестинских мучеников’, важнейшее место в которой уделено рассказу о мучительной казни в 309 году учителя.
Став епископом, Евсевий вскоре стал свидетелем торжества христианства при императоре Константине, приближенном которого он становится, участвуя в государственных торжествах, играя важную роль в ходе подготовке и проведения Первого Вселенского собора в Никее, обмениваясь письмами с первым христианским монахом.
В новых исторических условиях им создается ‘Церковная история‘ монументальный историко-апологетический труд где прослеживающий путь христианства от его зарождения и создания апостольской церкви до времени накануне Никейского собора.
Торжество веры, преодолевшей гонения языческих императоров и толпы, и формирование образа христианского императора Константина Великого.
Параллельно с историко-философским аспектом сочинений прослеживается и собственно историко-церковный, от трагических эпизодов страстей, мук и гибели первых христиан, через утверждение власти господствующей церкви в борьбе с ереси к воплощению христианского государства.
Образ римской государственности изменяется от резко негативного, в период языческих правителей-гонителей веры к апологии новой империи (‘Божьего народа’, христиан).
Новая антитеза в концепции мироздания, делящая мир на христиан и неверных (или отступников), как бы претендует на замену традиционного античного деления людей на эллинов и римлян с одной стороны, и ‘варваров‘, с другой.
Евсевий, своеобразно соединяет в себе эллинскую и иудейскую концепции времени, формируя новый принцип ориентации с основной христианской идеей рождение Христа символизирует у Евсевия обновление человечества, протекающее одновременно с утверждением веры (Церкви и христианского государства).
Смысл сочинений Евсевия сам автор определил как повествование, отличное от нравственно поучительной дидактики. Поэтому важное место он уделяет цитированию Соборных постановлений, императорских указов, речей, судебных решений.
Евсевий Кесарийский и его творения имели счастливую судьбу в мировой литературе на них постоянно ссылались, их использовали и продолжали ученики и последователи, а образ Константина Великого стал символом образцового христианского государя.