Растительный орнамент и орнамент ‘плетенка‘ появились в Дагестане в средние века. К гораздо более давним временам относится становление здесь геометрического орнамента.
Известен случайно сохранившийся древний образец такой резьбы, которая стилистически родственна традиции, продержавшейся до нашей эпохи.
Резьба по дереву в Чечено-Ингушетии
Резьба по дереву в Чечено-Ингушетии:
1- ларь;
2- элементы орнамента;
3- фрагмент.

Данный пример может свидетельствовать о глубоких корнях и стойкой преемственности этой традиции. Но и без подобной единичной находки повсеместная распространенность геометрического орнамента в горах Большого Кавказа, его господство в архитектуре, особенно в старых постройках и особенно в глубинных горных местностях. Говорят о том, что именно такой тип орнамента является органично присущим для архаического пласта местной художественной культуры. Этот стиль орнамента, вплоть до начала 20 века господствовавший в народном зодчестве Дагестана, особенно в горных районах, является здесь, в отличие от растительного и ‘плетенка’, коренным, усвоенным местной художественной культурой еще в далекой древности. Геометрический знак и орнамент в Дагестане фигурирует на керамике и металлических изделиях со 2 тыс. до х. э.
В средние века приморские районы Дагестана подвергались, вместе с распространением здесь ислама, влиянию культуры Передней Азии. На художественные вкусы рынка, определявшиеся этой культурой, ориентировались кубачинцы и ремесленники других промысловых пунктов. Но во Внутреннем Дагестане, в труднодоступной горной области, стойко сохранялась самобытная материальная и духовная культура, несходная с тем, что мы представляем себе под словом ‘Восток‘.
В горах Кавказа местные зодчие работали не на рынок, подверженный влиянию моды и иноземных вкусов. Потребителями их искусства были соплеменники, родственные им по крови, по духу, по культуре. Несмотря на имевшие место контакты с внешним миром, несмотря на то, что в 11-14 веке во Внутренний Дагестан проникали христианство и ислам, горцы жили в устоявшейся среде своей древней культуры. Архитектура горного Дагестана, которую не определяли внешние влияния, развивалась своим путем и оставалась самобытной до 19 века. Почти не подверженным внешним влияниям оставался и местный архитектурный орнамент.
Это не только из-за консерватизма быта горцев и их подсознательного сопротивления чуждым культурным влияниям. Существенная причина сохранения старого стиля архитектурного орнамента у горцев Северо-Восточного Кавказа заключалась в том, что здесь на протяжении долгого времени не произошло того изменения в функциональной роли орнамента, которое происходило в других местах. Архитектурный орнамент в Дагестане и Чечне до средних веков еще не стал всецело украшением, как в Закавказье и Азии. Он здесь еще играл роль символики, хотя и утратившей свою первоначальную семантику. Она стойко сохранялась, как нерушимы были и остальные традиции быта и культуры.
Образцы искони местного, самобытного стиля архитектурного орнамента Дагестана настолько характерны, что сразу распознаются среди других примеров. Его отличительные черты: нерегулярность общей композиции. Геометрия рисунка: крупные, четкие элементы, фигурирующие каждый раздельно, не будучи связанным, сплетенным с другими; глубокая и сочная резьба на плоскости. Одна из характерных черт этой орнаментации, отсутствие раппорта, ритмического расположения одинаковых элементов. В горном дагестанском орнаменте изображение состоит из фигур, композиционно самостоятельных не только по своему рисунку, но и по положению. Композиции составлены из разных мотивов, причем расположенных свободно по отношению друг к другу. Орнамент состоит из набора простых фигур: розеток, квадратов, треугольников, крестов, зигзагов, спиралей.
Резьба по дереву в Северной Осетии.
Резьба по дереву в Северной Осетии.

Геометрическим по стилю был орнамент резьбы по дереву в Чечено-Ингушетии и Северной Осетии, судя по единичным сохранившимся образцам.
Резьбы по камню на этих территориях до 17-18 века, когда здесь появились мусульманские и христианские намогильные стелы, почти не было, если не считать линейной резьбы в Чечне, главным образом в районах, соседних с Дагестаном.
Треугольно-выемчатая резьба 16—18 века
Треугольно-выемчатая резьба 16—18 века:
1- Дагестан;
2- Грузия.

Не было здесь в средние века также орнаментальной керамики и металлообработки. Возможно, такое же положение существовало в древнем и раннее средневековом Дагестане. Загадочное отсутствие памятников декоративного искусства древности и раннего средневековья и их обилие начиная с 12 века, когда стала применяться резьба по камню, приводит к тому, что явно древняя символика представлена в Дагестане, как правило, в сравнительно поздних примерах.
 Резьба по дереву в России.
Резьба по дереву в России

.

Геометрический орнамент Дагестана сходен с архаической резьбой Грузии, а также России, Восточной и Западной Европы, Прибалтики, Скандинавии.
Резьба по дереву в Швеции.
Резьба по дереву в Швеции.

Корни этого родства художественной культуры восходят, наверное, ко 2 тыс. до х. э. В тот период имели место массовые миграции обитателей восточноевропейских равнин в горы Большого Кавказа. Треугольно-выемчатый по технике, геометрический по начертанию орнамент характерен для архаического прикладного искусства на пространстве от Западной Европы до Средней Азии, включая горы Большого Кавказа, в полосе расселения древних индоевропейских племен эпохи бронзы. Этот орнамент, столь сходный у столь разных теперь народов, следует считать пережиточным культурным наследием той древней эпохи. О генетическом родстве орнамента данного стиля свидетельствуют не только удивительно сходные его образцы на пространстве от Средней Азии до Центральной Европы, относящиеся к народному творчеству 18-19 века. В Греции архаического периода (первая половина 1 тыс. до х. э.), применялась орнаментальная резьба такого типа, который повсеместно встречается в горах Большого Кавказа.
Триада с крылатой богиней
Триада с крылатой богиней:
1- Греция, первая половина 1 тыс. до х. э.;
2- скифы, территория Украины, 4 в. до х. э.

Орнамент данного стиля, условно называемого ‘геометрическим‘, характерен лишь для Передней Азии, Кавказа и Европы. За пределами этой территории мы видим орнаментацию совершенно иного характера.
Примечательно, что ареал орнамента ‘геометрического стиля‘ совпадает с ареалом комплекса древней культовой символики.
В Дагестане геометрический орнамент характерен для глубинных районов, а чем ближе к приморью, тем больше дает себя знать растительный стиль орнаментации. То же явление наблюдается в других местах Кавказа.
Примеры орнамента у разных народов мира.
Примеры орнамента у разных народов мира.

В грузинском народном искусстве даны два основных вида орнамента на дереве:

1. Горный – преимущественно с геометрическим сюжетом;
2. Долинный – преимущественно с растительным или животным сюжетом.

Помимо сюжетов, эти виды орнамента отличаются техникой выполнения, глубокая резьба и пластический рельеф. Аналогичное явление наблюдается и в Азербайджане. Здесь прикладное искусство, в том числе архитектурный орнамент, в целом примыкает к художественной культуре средневекового Ирана. Но в Северном Азербайджане, в горах, относящихся к системе Большого Кавказа, встречается орнаментация иного характера: с крупным, сочным рисунком геометрических мотивов.
Нечто подобное отмечается и на Украине, где в народном искусстве геометрический орнамент преобладает на ее севере, а на остальной территории — растительный, и чем южнее, тем заметнее и тем совершеннее формы растительного орнамента.
Техника выполнения геометрического орнамента в резьбе по дереву, вырезка выемок наклонным режущим инструментом. Такая манера исполнения орнамента в некоторой мере связана с техникой обработки древесины, но не обусловлена всецело ею; резьба по дереву может иметь совершенно иной характер. У народов Дальнего Востока, Полинезии, Африки, Америки, где стиль орнаментации резко отличается и от геометрического и от растительного.
Резьба по дереву непохожа ни на кавказский-европейский, ни на западно-азиатскую, не свойственна им и треугольно-выемчатая резьба. В самом Дагестане можно встретить деревянные изделия, декор которых выполнен в разных стилях.
Примеры резьбы разных стилей на деревянной утвари в Дагестане.
Примеры резьбы разных стилей на деревянной утвари в Дагестане.

Аналогичным образом у восточных славян архаический орнамент резьбы по дереву, сохранившийся к 19 веку пережито на Севере России и в Прикарпатской Украине, сменился в I7-18 веке пышным растительным орнаментом. В этнографических музеях и в публикациях о русской и украинской деревянной резьбе можно видеть образцы той и другой резьбы, изготовленные из одного и того же материала.
В Дагестане наклонно-выемчатая резьба орнамента встречается и на камне. Но это уже влияние форм, установившихся в резьбе по дереву. Оригинальная же каменная резьба выполнялась в технике линейных контурных рисунков или была двух плановой, плоско-выемчатой.