Русские слова гора и гореть родственны.
Слову гора в русском языке родственны и такие слова, семантические связи с образом этого бога, как город, горе, горох, орех.
Почему в мифологическом сознании горох и орех соотносились с этим божеством, остается загадкой, но соответствующие ассоциации действительно существовали.
В древности бобовые служили ритуальной едой, так древние римляне и германцы считали бобы ‘пищей мертвых‘.
По еврейским религиозным предписаниям, на Пасху нельзя есть не только хлеб, но и бобовые.
Горох считался символом плодородия и связывался в мифологическом сознании с медведем, потому что это животное представляло божество земных недр.
В русской словесности упоминается некий ‘царь Горох‘, образ которого можно связать с архаическим богом земли. Русское выражение ‘чучело гороховое‘, по-видимому, намекает на идол Гороха.
Во Франции в праздник карнавала осыпали орехами женщин, не имеющих детей.
В Греции на Рождество разбрасывают орех по дому.
У евреев в вечер под Новый год не полагается, есть орех.
На Юге России находят орех в древних захоронениях.
Огонь для костров, зажигаемых на Пасху, добывали трением ореховой древесины.
У славян остерегались во время грозы становиться под орех, так как это дерево, как считали, привлекает молнию, чтобы молния не ударила в дом, во время грозы бросали в огонь ветку орехового дерева, так совершали жертвоприношение богу, воплощавшемуся в молнии и в огне.
В Дагестане старики говорят, что нельзя спать под орехом, не то худо будет, так как в этом дереве злой дух.
В Албании в Георгиев день протирали глаза смоченными в воде листьями грецкого ореха, ореховыми ветками украшали жилища, за трапезой ели орехи.
Есть сведения, которые проливают свет на вероятное происхождение представления о ‘священной горе‘.
В одном из египетских текстов начала 3 тыс. года до христовой эры, сотворение мира описывается следующим образом: из первозданных вод поднялась суша в виде «высокого холма» или «пламенеющего острова», наверняка это извержения подводного вулкана.
Связь горы и образа бога земли может быть объяснена тем, что вулканы, извергающие огонь из-под земли, представляют собой горы, поэтому они и называются по имени древнеримского бога преисподней – Вулкана.
В доколумбовой Америке совершали жертвоприношения, бросая людей в кратер вулкана, это была жертва богу преисподней. Народности Дальнего Востока считали, что огнедышащая гора – это крыша жилища Хозяина мира, через которую выходит дым его очага.