В славянском язычестве существовали божества четырех времен года, носившие имена: Ярила, Купала, Усень, Коляда.
Обряды празднества Ивана-Купалы, которые проводились в ночь с 23 на 24 июняЛетний праздник, отмечающий переход от полной фазы нарастающего солнца к фазе убывающего солнца, назывался у восточных славян Иван-Купала.
Иван — это Иоанн, Иоаннес, Янус, Ян — двуликий бог, который в Древнем Риме приобрел значение символа рубежа между прошедшим и наступающим годом, а раньше, вероятно, олицетворял две половины года.
В этимологических словарях русского языка поясняется, что Купала происходит от купать в смысле ‘крестит‘ и что Иван-Купала это Иоанн Креститель. Но такая трактовка происхождения этого слова опирается не на научную, а на народную этимологию, а также на позднейшую, христианскую мифологию.
Обряды празднества Ивана-Купалы, которые проводились в ночь с 23 на 24 июня, были одинаковы в Западной Европе и у восточных славян: прыгали через костры, а также прогоняли скот через огонь, вращали подожженные колеса, бросали венки в воду. Христианство восприняло этот неистребимый языческий праздник и объявило его днем рождения Иоанна Крестителя. Празднество святого Иоанна было узаконено церковью в 4 веке, когда христианство, став массовой религией, восприняло многие языческие ритуалы.
Купала это божество лета, олицетворение летнего солнца, но судя по обрядам празднества Ивана-Купалы, божество это олицетворяло ни лето, а солнце. В русской летописи Купала характеризуется как ‘бог обилия‘, украинцы называют солнце Купалой, движущимся по небу.
В Древнем Риме, празднество летнего солнцестояния сопровождалось весельем, и ассоциировалось с легендарным царем Сервием Туллием, отцом которого якобы был божественный огонь. Одной из особенностей этого древнеримского празднества было катание на лодках, украшенных цветами. Но веселье и пьяный разгул, огонь, река, лодка, цветы – это все атрибуты культа раннеземледельческого бога земли. Неолитический бог земли и был тем божеством, который считался подателем урожая. С именем Купала сходно имя Купидон, с которым связаны плотская любовь и стрела, что указывает на происхождение этого образа античной мифологии от образа неолитического бога земли.
Обряды празднества Ивана-Купалы, которые проводились в ночь с 23 на 24 июняДоиндоевропейское происхождение празднества Ивана-Купала выдают такие сопутствующие ему обряды, как возжжение костров, плетение венков, жертвоприношения реке или морю, такие вещественные аксессуары, как красный цвет, ореховые ветви. Об этом свидетельствуют также поверья, что в Иванову ночь можно найти клад, а хранителем кладов считался змей, неолитический бог преисподней, что утром после Ивановой ночи солнце пляшет.
Хотя празднество Иван-Купала связано с моментом солнцестояния, проводившиеся на нем обряды не обнаруживают каких-либо признаков почитания солнца, объектами священнодействий являются огонь и вода.
По всей Европе, от Испании до России и Восточного Средиземноморья, существовал обычай в ночь святого Иоанна ходить босиком по горячим углям, что следует связывать с культом бога преисподней, а не с культом солнца.
Языческое празднество, проводившееся в момент летнего солнцестояния, было посвящено чествованию божества, ведающего летней фазой солнечного года.
В России наряду с Купалой упоминают некую купальницу, имя которой Мария, судя по сражению ‘Иван да Марья‘, этому русскому выражено соответствует в Испании ‘Хуан и Мария‘.