О семантике лабиринта кое-что говорят его названия, древние греки называли лабюринтос, причем связывали его происхождение с Критом.
Характерный для древнекритского религиозного культа двусторонний топор.
Эти слова не только созвучны, но и родственны, они происходят от доиндоевропейского восточно средиземноморского слова, означавшего ‘камень‘.
Лабиринт – это каменное сооружение в Византии (монастырь), окруженный стеной (откуда славянское лавра).
К семантике лабиринта
К семантике лабиринта:
1- рисунок на этрусском сосуде, 7 век до х. э.;
2- Дагестан;
3- резной камень, Дагестан.

Но дело не в том, что Древние лабиринты сооружались из камня.
Как раз в Средиземноморье таких лабиринтов нет (единственное свидетельство – сообщение Геродота о сложном по планировке здании с путаными ходами, сооруженном в Древнем Египте в первой половине 3 тыс. до х. э.
Знаменитый критский лабиринт, о котором повествует греческая легенда, не найден; видимо, он и не существовал во всяком случае, он не был сооружен из камня.
Но камень был символом бога преисподней; кроме того, слово имело еще и другое значение ‘пещера‘.
Для выяснения семантики лабиринта показательно и другое его название – Троя.
Повсеместно в Западной Европе, там, где есть лабиринты, отмечено, что в народе они называются этим словом.
Вергилий сообщает, что игры у лабиринта назывались у римлян «Троя«.
В Сербии есть народный танец троянки. Вряд ли все это можно отнести за счет знания древним и средневековым населением Европы поэмы Гомера о взятии греками Трои.
Лабиринт сопоставляет его название ‘троя‘ с именем славянского божества Троян (демон преисподней), а лабиринт-троя — это крепость Трояна.
Меандровидные запутанные хода
Меандровидные запутанные хода:
1- Центральная Европа, 3 тыс. до х. э.;
2- Древняя Греция;
3- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
4- Югославия. 5 тыс. до х. э.;
5,6- Древний Крит;
7-11- Египет, 3 тыс. до х. э.;
12- Древняя Индия;
13- Древний Крит;
14- Ингушетия, эпоха бронзы;
15- прикаспийская степь, неолит;
16- Франция, палеолит.

В славянских сказках Троян враг солнца, имеет три головы и крылья, следовательно, это трехглавый змей.
Трехглавому Трояну славян соответствует трехглавый Драогха или Друйа персов (обратим внимание на сходство персидского Друйа и этрусского Трупа).
Слово Троян и дракон являются вариантами названия одного и того же мифического существа.
В древнегреческом мифе лабиринт является местом, где обитает человеко-бык Минотавр (бог земли).
Минос требовал от афинян поставлять для Минотавра жертвы каждые 9 лет; а 9 число, которое связывается с божеством преисподней.
Древнеегипетское сооружение, называвшееся греками лабиринтом, служившее заупокойным храмом, местом захоронений знатных лиц и священных животных, представляло собой обширную полуподвальную постройку, квадратную в плане, с двумя главными крестообразно пересекавшимися коридорами, а перекрестье — это неолитический символ земли, в том числе подземного мира, куда отправляются умершие.
Американские лабиринты, рисунки индейцев северной Америки
Американские лабиринты, рисунки индейцев северной Америки

В композиции ряда лабиринтообразных графем входят крест или свастика – знаки бога земли; такое сочетание есть среди лабиринтообразных начертаний из Крита, Индии, Северного Кавказа.
В памятниках эпохи палеолита встречаем сочетание лабиринтообразного элемента со спиралью — символом змея.
Согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтообразных сооружений при лунном свете танцевали феи (луна — ипостась бога преисподней; фея — позднейшее переживание образа супруги бога преисподней).
В Швеции считали, что эти сооружения отмечают входы в подземный мир.
Обращает на себя внимание наличие многочисленных данных о том, что лабиринт считался крепостью или домом.
Выше приводилось дагестанское название лабиринта «крепость Хайбар«.
В Осетии лабиринт называли «домом Сырдона«; другой персонаж осетинского эпоса Сослан живет в лабиринте, находящемся в подземелье.
Есть и другие данные, проливающие свет на семантику и генезис лабиринта.
Лабиринты имеют круглое или овальное очертание (единичные квадратные и многоугольные) и «вход» с одной стороны.

Пример:

Корейский остров Чеджу славится не только своими пляжами, но и двумя
дерновыми лабиринтами

(Gimnyeong Maze Park и Seri World Park).

Посетители лабиринта
Gimnyeong Maze

получают карту парка и карандаш для прорисовки маршрута.
Максимальное время на прохождение лабиринта (один час), а добравшись до его центра, нужно позвонить в находящийся там колокол.
Дабы добавить острых ощущений посетителям, по узким проходам разгуливает садовник в маске и с бензопилой в руках.
Встреча с ним вызывает самые смешанные чувства.

Полная противоположность – лабиринт в парке
Seri World

.
Там посетители могут гулять часами, а потом долго любоваться на гору Хала со смотровой платформы в центре головоломки.
Никакого экстрима, только положительные эмоции.