Хлеб, имевший в древности первостепенное значение в питании людей, считался детищем владыки земли.
Дух хлеба представлялся в образе волка, собаки, кошки, козы, быка, коня, свиньи, которые относятся к Черному богу.
Изображение колоса было одним из символов Черного бога, его детища, духа растительности. Колос фигурирует в орнаментике и неолита, и последующих времен, встречается в декоративном искусстве Кавказа.
Изображения хлебного злака
Изображения хлебного злака:
1,2- резные камни;
3- Россия;
4- Древний Крит;
5- Древний Иран;
6- Осетия.

Подобный знак имел значение символа еще в палеолитические времена, хотя тогда он должен был обозначать не хлебный злак, а вообще растение.
Знак нанесен на ноге женской фигуры, в том месте, где изображались и другие символы земли в последующую эпоху неолита.
В Греции при ежегодном праздновании символического брака бога неба Зевса и богини земли Деметры важнейшим ритуалом было вынесение колоса, который считался плодом этого брака.
В России одним из атрибутов рождественских праздников был пучок колосьев. Он не имеет отношения к урожаю, ведь на дворе зима, но имеет отношение к богу, которому посвящен праздник.
Хурритский демон преисподней почитался как бог-покровитель зерна. У древних славян были обычаи посыпать покойника зерном, сыпать в могилу зерно, иногда хоронили умершего в яме для хранения зерна.
Эти обычаи объясняются тем, что злаки соотносились с данным божеством.
Во время западноевропейского карнавала, праздника бога земли, осыпали друг друга орехами и мукой, символами бога земли.
У русских существовала особая обрядовая еда, так называемая кутья (каша из цельных хлебных зерен), ее употребляли при поминках, свадьбах, родинах, при событиях, патроном которых считался Черный бог.
Теперь у евреев опресноки играют роль пасхальной пищи, но в древности они были вообще ритуальным хлебом, в Священном писанин говорится, что только пресный хлеб следует жертвовать божеству. Согласно легенде, евреи на Пасху должны есть опресноки в память с том, что их предки при исходе из Египта так торопились, что взяли с собой не квашеное тесто. Но это не соответствует тому, что сказано в Торе: перед исходом Бог велел совершить ритуальную трапезу, на которой вкушать жертвенного барашка и опресноки. Видимо, пресный хлеб, будучи более архаичным, чем дрожжевой, стал ритуальным по той же причине, по которой каменные ножи применялись в качестве ритуальных в течение долгого времени после того, как в обиход вошли металлические.

Ф-образный знак:
1- Троя, 3 тыс. до х. э.;
2-14- Украина, Бессарабия, Румыния, 4-3 тыс до х. э.;
15- Элам, 3 тыс. до х. э.;
16- Иран, 3 тыс. до х. э.;
17,18- Крит. 2 тыс. до х. э.;
19- Армения, 2 тыс. до х. э.;
20- хеттский иероглиф «божество»;
21- Сибирь, 1 тыс. до х. э.;
22- Украина, 2 тыс. до х. э.;
23- Франция, 3 тыс. до х. э.

В английском языке «пекарь«, один из эвфемизмов черта. У немцев были такие выражения: «Волк сидит в хлебах«, «Не ходите в хлебное поле, там большая собака«, так как волк и собака связаны с богом земли, на которой растет колос, а следовательно зерно и хлеб. Ряженые мажут себе лица сажей, чтобы уподобиться Черному богу, а в некоторых сказках и обычаях вымарывание лица сажей, грязью, запрет умываться, связан с выращиванием хлеба.
Колос один из символов, имевших отношение к божеству земли, поэтому он тоже мог занимать такое положение.

Символы хлеба:
1- фрагмент кладки;
2- резьба по дереву в России;
3- элемент орнамента;
4- рисунок на стене дома;
5- изделие эпохи бронзы, Северный Кавказ;
6- Элам, конец 4 тыс. до х. э.

В Дагестане, как и в других местах Кавказа, а также Передней Азии, часто встречается фигурная каменная кладка «елочкой«. Камень укладывали в ряд наклонно, а следующий ряд с наклоном в другую сторону. На Кавказе его иногда называют «рыбья кость«, по все же думается, что это символ не рыбы, а злака, а именно, мы видим колос, зерно, хлеб.
Культовые изображения рыбы
Культовые изображения рыбы:
1- из наскальных рисунков;
2- Дагестан;
3- Италия, амулет, 18 век;
4- Испания, палеолит.

Колос, зерно, хлеб, как хлебным символам (символам Черного бога) относится используемая при выпечке хлеба лопатка. Ее изображение встречается в Дагестане и среди наскальных рисунков Северной Италии. Лопатка, будучи принадлежностью печи, могла ассоциироваться не только с хлебом, но и с огнем. Так, у ингушей был обычай, согласно которому мать перед поминками обводила детей вокруг очага, давала целовать железную лопатку, которой сгребает жар, чертила на золе крест и приговаривала: «Дай бог вам быть целыми и крепкими как железо«.
Черный бог был подателем силы, здоровья, плодородия, поэтому печной лопаткой гладили коров в первый день выгона скота на пастбище, этот день был освящен Яриле или Юрию, божеству, в котором прослеживаются черты Черного бога.
Поскольку печная лопатка считалась связанной с верным богом, в Европе и на Кавказе ее при грозе выносили из дома, очевидно, чтобы привлечь его внимание, когда он разъярен, по этой же причине в средневековой Европе у славян, в Древней Греции существовало поверье, что во время грозы нужно погасить огонь, чтобы не привлечь молнию.