византийский император Константин I ВеликийВо всемирной истории существуют имена, с которыми связаны самые главные перемены в развитие цивилизаций на тысячелетия вперед, кому по праву принадлежит первенствующее положение в истории утверждения христианства как государственной религии является первый византийский император Константин I Великий.
В Риме на триумфальной арке императора Константина (306-337годах), изображены символы побед божественного властителя мира, каким представлялся римский правитель: торжественные шествия, толпы гонимых пленных, символическое изображение победы украшают этот памятник величия империи.
Константин стал последним императором, которому посвятили одну из нескольких сооруженных на римском Форуме арок, Константин стал фактически последним императором, который правил в Риме. Это было в первый период его правления.
Но в 330 году Константин перебирается сам и переводит свой двор, гвардию, государственную элиту далеко на восток, на берег пролива Босфор, связывающего Средиземное море с Мраморным и Черным, в город, называвшийся ранее Византии по имени легендарного героя фракийского происхождения Бизанта.
С переносом столицы империи город получает новое имя Константинополь, родилась не только новая столица, возникло новое государство – Византия.
С Константина I Великого начиналась новая эра не только римской, но и всей человеческой истории, утверждение христианства в центре тогдашнего цивилизованного мира в качестве официальной государственной религии.
Внебрачный сын иллирийского воина Констанция Хлора и Елены, которая впоследствии будет прославлена вместе с сыном как святая и равноапостольная.
византийский император Константин I ВеликийВалерий Флавий Константин родился скорее всего в 285 году (точно не известна) в год, когда началось самостоятельное правление Диоклетиана, чья система власти стала предтечей византийского самодержавия. Ведь до того Римская империя жила в атмосфере нескончаемой смены императоров, попыток узурпации власти, появления самозванцев.
Путь Константина к власти лежал через женитьбу на дочери Максимиана, который был одним из четырех соправителей империи — тетрархов. Когда в 305 году возвышавшийся над тетрархами Диоклетиан решил уйти на покой, удалился от государственных дел и в Риме началась жестокая борьба за власть, в которой сцепились даже ближайшие родственники.
Непосредственными наследниками власти стали зять и ближайший помощник Диоклетиана Галерий на Востоке империи и Констанций Хлор, отец Константина на Западе, но вскоре умирает, и Константин наследует Запад, он владычествует в Галлии и войско провозглашает его «августом» в британском городе Эбораке (Йорк), его соперниками были Максимин и его сын Максенций, правивший в Риме, а также Лициний в Малой Азии.
Весной 312 года Константин выступает из Галлии во главе (сорок тысяч) войска и идет на Рим.
28 октября 312 году произошла решающая битва у Мильвийского моста, закончившаяся разгромом Максенция; он сам, спасаясь бегством на понтонном мосту, упал в реку, когда лопнули его канаты, и утонул.
На следующий день толпы горожан высыпали на улицы и площади, чтобы приветствовать триумфальное шествие Константина. На Форуме его встречают сенаторы, воздается хвала традиционным языческим богам, сооружаются колоссы-статуи, затем в 315 году около Колизея воздвигается триумфальная арка. На ней изображен бог солнца Гелиос; сам Константин именуется теперь «августом величайшим».
Утверждение христианства в качестве государственной религии традиционно связывается с изданием при Константине в 313 году императорского постановления, так называемого Миланского эдикта.
Вскоре после победы над Максенцием, приведя в порядок дела в Риме, Константин отправляется в Милан к своему соправителю Лицинию, с которьм заключает союз. Оба соправителя тогда же издают указ, поддерживающий еще недавно гонимых христиан:

Сам Константин и соправитель его Лициний… почитая Бога источником всех ниспосылаемых им благ, оба единодушно и единогласно обнародовали в пользу христиан самый совершенный и обстоятельный закон и отправили к Максимину (правителю Востока) описание содеянных Богом над ними чудес и одержанной над тираном победы, а также и сам закон.

Христианство овладело обществом, и императорские постановления, признавая этот факт, лишь юридически закрепляли свободу вероисповедания, ведь еще в 311 году согласно указу августа Галерия официально прекращалось преследование христиан и разрешалось свободное проведение христианских богослужений:

Мы увидели, что большая часть христиан, пребывая в своем безумии, и небесным богам не приносит должного поклонения, и [из-за гонений] отвлекается от Бога христианского; посему, руководствуясь нашим человеколюбием и всегдашним обыкновением снисходить ко всем людям, мы решили также оказать свое снисхождение и христианам, позволяя оставаться христианами и строить дома для своих обычных собраний, чтобы они не делали ничего противного общественному порядку.

Действительно, еще во II веке христианство было религией гонимых, отверженных, бедных. Для того чтобы совершить поклонение Христу, верующие вынуждены были тайно собираться в глубоких подземных катакомбах, в стороне от центра города, где вдали от гонителей могли бы молиться, отпевать усопших, крестить детей.
Эти раннехристианские катакомбы, с глубокими пещерами были украшены настенными образами Христа, святых, апостолов.
византийский император Константин I ВеликийНо в III веке вера в Христа настолько распространилась в римском обществе, что многие вельможи из высших слоев общества исповедовали христианство.
Путь же самого Константина к Христу не был прост. По-видимому, он не порывал сразу с язычеством, крещение Константин принял только в 337 году, накануне смерти, измученный болезнью. Причем, крестил его не папа римский, а арианский священник в Никомедии. В период острой борьбы в Риме православия и арианства император не был ортодоксом, предпочтя столице тишину провинциальной церкви.
Более того, Константин не относился и к христианству как к единственной религии, пренебрегая другими.
В 324 году он издает два эдикта, согласно одному из которых, он гарантирует возвращение конфискованного ранее имущества христианам, реабилитацию их в чинах и должностях. По второму равноправие и проявление терпимости он обещает и язычникам.
Непростой была и судьба православия. Когда 22 мая 337 года Константин умер, правителями империи остались три его сына, и только один из них был верен принципам православия. Лишь пройдя через испытания языческой реставрации при Юлиане Отступнике, христианство утверждается в Византии, символом чего становится строительство при императоре Юстиниане (527-565) главной святыни, храма Божьей Премудрости (святой Софии в Константинополе).
В мозаике над входом в храм, Константин представлен как творец и созидатель новой христианской столицы, нового Рима (Константинополь).