У абхазов перед охотой изготовляли специальный жертвенный кулич конусообразной формы, пирамидальная куча камней представляла собой священный монумент у друидов и брахманов.
В горах Дагестана, обычно в безлюдных местах, встречаются сложенные горкой кучи камней; пастухи до сих пор иногда выкладывают их, как они говорят, от нечего делать.
Конус в древности был символом, таких атрибутов как, гора, огонь, фалл, плодородие, а это атрибуты бога земли.
Таким образом, фетиш, который изображал мифический знак священная гора, стоящую в центре мира, имел вид конуса, пирамиды или ступенчатой пирамиды.
Конус или пирамида вполне могут считаться атрибутом как красная гора, но каково происхождение формы ступенчатой пирамиды?
Можно считать, что она символизирует восхождение душ умерших по ступеням из царства мертвых.
Знак земли в виде нескольких вписанных друг в друга прямоугольников известен в Малой Азии в начале эпохи неолита.
Вероятнее всего, образ священная гора, ступенчатой формы возник здесь, так как земледелие в этой горной стране должно было быть преимущественно террасным.
Можно предположить, что священная гора мыслилась возделанной, а именно, покрытой земледельческими террасами, а потому имеющей ступенчатые склоны.
Общеизвестны культ Олимпа в Греции, Арарата в Армении, Фудзиямы в Японии, Гималаев в Индии.
Культ гор существовал у древних евреев, так Моисей общался с Богом на горе Синай.
Решетка, шахматка
Решетка, шахматка:
1- намогильная стела в Дагестане, начало 20 века;
2- средневековая гробница в Чечне;
3- Россия, 11-12 век;
4- Дагестан, конец 2 тыс. до х. э.;
5- Франция, неолит;
6- Древняя Индия.

Вообще почитание такого символа как гора – глобальное явление.
Есть разные мнения о причинах почитания гор, считают например, что людям гора казалась священной, поскольку они вздымаются в небо, где обитает божество, или же что гора почитались из-за того, что она производит внушительное впечатление своей громадностью.
Многочисленные данные свидетельствуют о связи с образом бога земли и преисподней.
В Китае гора считалась местом обитания повелителя жизни и смерти, хозяина загробного мира или же небесного владыки.
Название священная гора в китайской мифологии Кунь-лунь содержит слово – индоевропейское название луны и китайское имя священного змея; на этой горе жил «девяти головой зверь», а число 9 связано с образом бога преисподней; кроме того, в китайской мифологии мировая гора считалась головой дракона Пань-гу.
Название священная гора у древних евреев Синай, очевидно, связано с именем семитского бога луны.
Священная гора, названная Фудзияма в Японии содержит имя ближневосточного бога преисподней Яма, эта гора образовалась в одну ночь, что имеет параллель в египетском мифе о появлении из безбрежного океана, как начале создания мира.
В осетинской мифологии покровитель гор Хохы-дзуар является дарителем урожая и насылает дожди.
У индейцев племени Апачи духи, обитающие внутри гор, способны исцелять болезни.
В древнеиндийской мифологии мифическая гора, считавшаяся центром земли, называется Меру, а на Гавайях имя господина умерших, владыки преисподней – Миру.
У тюрков и монголов зафиксированы предания о том, что тот или иной народ, род или племя вышел из горы и первым предком людей считался, согласно неолитической религиозной концепции, бог земли.
В горной Чечено-Ингушетии известны языческие культовые памятники, местоположение которых называется красная гора, а красный цвет есть символ бога преисподней.
В славянской традиции тоже известно это выражение, красная гора или горка, называли, например, дни в канун Юрьева дня (22 апреля) или после Пасхи – а оба эти празднества генетически связаны с культом бога земли.
В индуистской мифологии мировая гора Меру находится под Полярной звездой; а Полярная звезда, связывалась с богом земли.
Есть данные о том, что гора связывалась не только с богом земли, но и с Великой богиней.
Так, Кибела считалась обитающей на вершинах гор, а в славянском язычестве, наряду с выражениями: Красная гора – девичья гора, черная гора или белая гора.
Одно из индоевропейских названий горы, возможно связано с именем Великой богини Кали.
Древние греки отдавали новорожденных детей на съедение грифам, относя их для этого на вершины гор, а гриф повсеместно на Ближнем Востоке считался птицей, представлявшей богиню неба.
Причину соотнесения гор с Великой богиней следует усматривать, вероятно, в том, что представлена связь, гора и с богом земли было перенесено на его супругу, или же в том, что вершины гор бывают белыми от снега, а белый цвет соотносился с богиней.
О связи гор с образом бога преисподней свидетельствуют различные лингвистические данные.
Название гор Тавр, Торос в Малой Азии происходит от имени бога земли, представлявшегося быком, означает не только ‘скала‘, скалистый грунт, камень, но и ‘крутая возвышенность‘.