Понятие ‘четыре стороны света‘ для людей древних эпох не было выражением просто ориентирующих направлений, представлением о строении мироздания:
— древнеегипетский миф, что у бога неба Гора было четыре сына, которые иногда именуются ‘столпами мира’;
— в мифологии майя, небо покоится на четырех угловых столбах, кроме пятого, находящегося в центре;
— у славян и в Древней Индии, четыре священных столба, которые соотносились с четырьмя сторонами света, были посвящены почитаемому божеству;
— ассирийские цари и правители Древнего Перу инки называли свои империи ‘четыре стороны света‘ и имело значение ‘весь мир, вся земля‘;
— аккадский царь Нарамсин (конец 3 тыс. до х. э.) титуловался ‘могучий царь четырех сторон‘;
— есть четырехугольные башни, на каждой стороне которых лицо царя, в Камбодже они символизировали власть правителя, простирающуюся на ‘все четыре стороны света‘.
Четырехчастные символы в древние эпохи
Четырехчастные символы в древние эпохи:
1- Чехословакия, неолит;
2- Болгария, неолит;
3- Египет, 4 тыс. до х. э.;
4- Украина, трипольская культура;
5- Пруссия, неолит;
6- план храма, Индия;
7- Армения, 1 тыс. до х. э.;
8- Египет, 2 тыс. до х. э.;
9,10- архаические иероглифы в Египте и Китае.

В неолите знак креста трактовался как выражение представления о четырех направлениях, четырех сторонах, четырех частях земного мира, как символ бога земли.
Трипольские жертвенники были ориентированы своими крестовинами по сторонам света, а в Киеве (Украина) был обнаружен средневековый языческий жертвенник с четырьмя выступами по сторонам света, на четыре стороны горизонта символизировали ‘все четыре стороны земли‘, как и четырехликий идол, изображение ‘бога всей земли‘.
Идолы Свентовита у славян, Гермеса у греков, Меркурия у римлян, Брахмы, Варуны или Шивы в Индии имели четыре лица, обращенные на четыре стороны горизонта.
В России практиковался языческий обряд благословения скота, состоявший в том, что топор перебрасывали крестообразно через скот, причем хозяин надевал при этом шубу мехом наружу, уподобление облику зверя, каковым представлялся бог земли, а топор как крест, символ бога земли. При падеже скота выводили на сельскую площадь четыре больных животных, связанных хвостами накрест и побивали их камнями, атрибут бога земли, а затем сжигали.
Согласно мифам ацтеков, вселенная подразделялась на четыре части света и середину, такое же представление существовало у индейцев, обитавших на нынешней территории США. Индейцы Америки совершая человеческие жертвоприношения во время засева полей, привязывая жертву к кресту, что крест – символ бога земли, которому приносится жертва для того, чтобы он способствовал урожаю.
Древнеримская казнь распятием не требует креста и обычно заменяли крест более простым устройством в виде столба с перекладиной, первоначально умерщвление на кресте было не казнью, а жертвоприношением богу, символом которого был крест, и имело тот же смысл, что и погребение заживо или сожжение, принесение жертвы богу земли и огня, а в качестве жертвы целесообразно было использовать преступника, которого все равно намеревались умертвить, такой ритуал со временем приобрел значение умерщвления преступника, и поэтому такая казнь стала считаться позорной.
В Древней Месопотамии первый день недели, понедельник, был посвящен богу луны, поскольку число 1 соотносилось с луной, однорогим быком, олицетворявшим божество земли.
Четвертый день недели, четверг, был посвящен богу-громовику или бог преисподней, бог земли. С ним связывалось число 4 явно потому, что четыре стороны света соотносились с земной частью вселенной.
Некоторые авторы высказывают убеждение, что понятие ‘четыре стороны света‘ существовало еще в палеолите. Очень может быть, что это верно, но пока для такого вывода нет достаточных оснований. Бесспорные свидетельства о существовании такого понятия имеются начиная с неолита.
Знак 'Вавилон' из наскальных изображений, Кавказ
Знак ‘Вавилон’ из наскальных изображений, Кавказ

1,2- юг России, 11-12 век;
3- Азербайджан, наскальное изображение;
4- Тамань (Приазовье), 10 век;
5- Псков, 12 век;
6- Болгария, 10 век.

Крест как знак четырех главных направлений горизонта, эмблема бога земли, аналогичен символу земли в виде перекрещенного квадрата, ‘четыре стороны света‘ связано с понятием ‘четыре страны света‘ или ‘четыре области земли‘.
Древнеегипетский иероглиф, означающий ‘город‘, представляет собой диск с вписанным крестом или с отметками четырех основных направлений горизонта.
У хеттов и в Вавилоне в середине 2 тыс. до х. э., понятие ‘четыре стороны света‘ связывалось с богом солнца ‘царем мира’.
Символическая связь между понятиями о поселении и о четырех сторонах света имела широкое распространение в древнем мире, судя, например, по тому, что в Египте и в Китае иероглифами слова ‘город‘ служили крестообразные четырехчастные знаки. В древнеегипетских текстах 3 тыс. до х. э. неоднократно повторяются слова ‘юг, север, восток, запад и середина земли‘.
Эмблема бога земли в виде креста подразумевает, что он обитает на западе, с ним связывался север, потому, что Полярная звезда ‘вокруг нее вращается звездный небосвод‘, находясь в центре неба, могла представляться как след удачного попадания стрелы-фалла в диск-небо.
По древнеиндийской космогонии земной мир разделен на четыре части направлениями, ориентированными по сторонам света, а в центре его стоит священная гора Меру, центр земли, находится под Полярной звездой, центром неба.
В древней греческой мифологии северный ветер, бог северного ветра Борей изображался в виде крылатого быка,  представляет собой реликт архаического бога преисподней. Некоторые храмы в Древнем Израиле были ориентированы на север. В Западной Европе некоторые старинные церкви имеют дверь с северной стороны, предназначенную для того, чтобы через нее ушел дьявол.
У этрусков при закладке города жрец выполнял ритуал, намечая на земле крест, ориентированный по сторонам света. Такой ритуал перешел от этрусков к римлянам, которые при разбивке военного лагеря намечали две перекрещивающиеся главные улицы, ориентированные по сторонам света.
В Индии есть храм, имеющий в плане семь вписанных друг в друга прямоугольников стен с входами на середине каждой из них и с алтарем в центре, рисунок плана этого сооружения представляет собой сочетание двух символов земли: одного в виде вписанных друг в друга прямоугольников и другого в виде перекрещенного прямоугольника. Город должен иметь две перекрещивающиеся главные улицы, ориентированные по сторонам света, по этой схеме создавались императорские столицы.
Столица Камбоджи Ангкор-Том в 9-14 веке представляла собой квадрат размером 3 на 3 километра, обнесенный каменной стеной, с двумя пересекающимися главными улицами, ориентированными по сторонам света, со ступенчатой пирамидой в центре.
Императорские столицы средневекового Китая тоже имели план прямоугольника с крестом двух главных широких (иногда более ста метров) улиц.
Ритуал с обозначением на земле символа бога земли, креста при закладке города, а также натурная реализация этого креста в виде двух пересекающихся магистралей были адресованы грозному богу, чтобы обеспечить его благосклонность к сооружаемым на земле поселениям и военным лагерям.
Символ четырех сторон света в эпоху неолита
Символ четырех сторон света в эпоху неолита:
1- Южная Туркмения;
2- Чехословакия;
3- Центральная Европа;
4-6- Малая Азия;
7- знак на камне в Дагестане;
8- Древний Иран;
9- Малая Азия;
10- Китай, неолит.

В Древней Индии священный участок обносился оградой с четырьмя воротами, ориентированными по сторонам света. Нередко, однако, устанавливались одни лишь ворота, без ограды. Ворота имели символический смысл: будучи установленными вокруг определенного земельного участка и ориентированными по сторонам света, что за пределами конкретной, данной территории простираются ‘четыре стороны‘, составляющие остальной мир.
Крест с четырьмя точками на концах
Крест с четырьмя точками на концах
1- Грузия, 17-18 век;
2- Дагестан и Северная Осетия средние века;
3- Поволжье, 1 тыс. до х. э.;
4- Дагестан, 8 век;
5- Триполье-Кукутень.

В Китае в середине 2 тыс. до х. э. считалось, что мир состоит из ‘четырех сторон света‘ и центральной части, в которой находится ‘великий священный город Шан‘, который служил резиденцией правителя а при перечислении земель государства упоминались его пять частей: четыре периферийные и центральная, каждая из ‘пяти земель‘ обозначена посредством символа земли, ромба с точкой, отсюда происходит знак креста с пятью точками на концах и в перекрестье.
Знаком в виде креста с точками на концах семантически связан встречающийся в памятниках неолита знак четырех точек.
Четыре точки в круге, эпоха неолита
Четыре точки в круге, эпоха неолита:
1- Германия;
2- Триполье-Кукутень;
3- Малая Азия.

На показанных здесь примерах мы видим крест среди гребенок (знак дождя), в полуовале (знак облака), в концентрических окружностях (знак неба), крест выражает понятие о чем-то, находящемся в небе, или же это символ земли, сочетающийся с символом неба.