В русской рукописи 17 века сказано, что времена года: весна, лето, осень, зима и они разделены датами: 24 марта, 24 июня, 24 сентября, 24 декабря. В Ригведе год состоит из 12 месяцев и разделен на четыре четверти по 3 месяца.
Орнаментация культового предмета, представляет собой обычное сочетание знаков земли (крест) и неба (окружность с зубцами). В данном случае зубцов 12, а именно по три в каждом из четырех секторов между ветвями креста. Не является ли изображение двенадцати знаков, по три в четырех секторах диска, ‘четыре времени года‘.
Календарные графемы
Календарные графемы:
1- Прибалтика, 4 тыс. до х. э.;
2- Венгрия, начало 1 тыс. до х. э.;
3- Микены, 2 тыс. до х. э.;
4, 5- Румыния, 6 тыс. до х. э.;
6- Скандинавия, 18 век;
7- Шумер;
8- Египет, 4 тыс. до х. э.

Основания для такого предположения дает и четырехчастная композиция, но различное оформление концов этого креста соотносится с четырьмя сторонами горизонта. Но более вероятно, что оно символизирует четыре времени года, так как растение с небольшими побегами может обозначать весну, осень растение с развитыми ветвями, треугольники (дождь), как сезон дождей, теплая зима.
На неолитическом глиняном диске из Румынии, набор различных иероглифов, о четырех временах года, чем о четырех сторонах света.
Вторая композиция, возможно, символизирует тринадцати месячный високосный год, который компенсировал несовпадение 12 лунных месяцев с годовым кругооборотом солнца, четыре времени года, составляющие две половины года, что является особенностью некоторых древних календарей.
Многим древним культурам свойственна смысловая связь между пространственными и временными параметрами мироздания. Исследователи отмечают, что связь между представлениями о четырех сторонах света и четырех временах года имела место у разных народов от Европы до Китая.
Четыре стороны света ассоциировались с четырьмя частями года, а также суток.
В России южные страны называли ‘полдневными’, а северные ‘полнощными’.
В Германии западные страны называют ‘вечерними’, а восточные ‘утренними’.
В еврейском языке слова ‘запад’ и ‘вечер’, одного корня.
В Древнем Египте божество заходящего солнца носило имя Атум, которое сходно с латинским ‘осень‘, в старину и в Европе, и в Китае осень связывалась с западом, поскольку путь космического оленя был направлен на запад, образ оленя служил символом осени.
Знак четырех дисков
Знак четырех дисков:
1- намогильная стела;
2- стела в Чечне;
3- знак на резном камне башни;
4- Латвия, 5 век;
5,6- Сирия и Западный Иран, неолит.

Со времен эпохи бронзы получил большое распространение символ в виде четырех кружочков, иногда имеющих точку в центре, с утверждением господства новых религий, диск с точкой в центре, стал обозначать солнце. Следовательно, четыре кружочка – это символ четырех солнц, представлено четыре фазы годового солнечного цикла.
Со времен неолита и до начала 20 века в орнаментике Юго-Восточной Европы, Передней Азии и Кавказа распространен рисунок в виде четырех дуг, вписанных в окружность и направленных к ее центру.
Знак четырех дуг в круге, неолит
Знак четырех дуг в круге, неолит:
1,2- Малая Азия, 6-5 тыс. до х. э.;
3- Болгария;
4,5- Древний Крит;
6- Эллина;
7- Украина, 4 тыс до х. э.

В росписях трипольськой керамики, диск с четырьмя дугами это символ неба. Точки или сетка внутри дуг, это знаки посева или земли, значит ‘четыре стороны света‘ распространялось не только на земной мир, но и на небесный.
С эпохи бронзы дуга или полуовал стали восприниматься как символ восходящего солнца, поэтому знак с четырьмя дугами приобрел значение идеограммы четырех времен года, как четыре солярных момента с которых начинались сезоны годового цикла.
Четыре состояния солнца
Четыре состояния солнца:
1- резной камень, Дагестан;
2,3- бляхи эпохи бронзы из Дагестана и Северной Осетии;
4- Микены;
5,6- доколумбова Америка.

Идеограмма в виде пяти дисков, одного в центре и четырех вокруг него, с эпохи бронзы вряд ли могла означать что-либо иное, кроме как ‘солнце и четыре его состояния‘.
В Ассирии, где знаком , имелись изображения божества ‘крылатый диск‘, диск с пятью кружочками внутри и одним центральным и четырьмя вокруг.
Четырехчастнопарные символы
Четырехчастнопарные символы:
1- Дагестан, 12 век;
2- Венгрия, эпоха бронзы;
3- Древний Иран.

Примечательно, что на  раннее средневековой бляхе из Прибалтики, четыре диска трактованы как две пары, на трипольском рисунке изображены четыре знака луны, расположенные попарно, выражая представление о том, что год состоит из четырех четвертей или двух половин.
Эпоха бронзы дает и другие символы, в которых четыре элемента разделены попарно или четыре элемента сочетаются с двумя.
Парные и четырехчастные знаки в символике неолита
Парные и четырехчастные знаки в символике неолита:
1-3- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
4- Украина, 4 тыс. до х. э.;
5- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
6- Сирия, 6 тыс. до х. э.;
7- Иран, 4 тыс. до х. э.;
8,9- Элам, 3 тыс. до х. э.;
10- Румыния, 4 тыс. до х. э.;
11,12- Северная Месопотамия. 3 тыс. до х. э.

Смысл состоит в том, что нечто или некто является одновременно четырехчастным и двухчастным, эта идея выражена в древнейших неолитических орнаментальных комплексах.
Любопытен шумерский двойной сосуд, покоящийся на четырех фигурках быков, не символизирует ли он структура мира ‘четыре области земли‘ и ‘две области неба‘, не связаны ли четырехчастнопарные символы с представлением о подразделении года на две и четыре части. Как показывают астрономические расчеты, пять-шесть тысячелетий тому назад в тех местах на небе, которые отмечают точки солнцестояний и равноденствий, находились четыре крупные звезды, знак четырех точек имел отношение к четырем рубежам фаз годового цикла.
Если четыре точки обозначают моменты солнцестояний и равноденствий, а четыре солнца символизируют его годовые фазы, то в таком случае четыре солнца, разделенные точками или уменьшенными знаками солнца, это четыре времени года, разделенные моментами солнцестояний и равноденствий.
В Индии год состоял из четырех сезонов, разделенных моментами солнцестояний и равноденствий, год делился также на 2, 3, 6, 12 и 24 части, разделение года на четыре части между солнечными точками было присуще не только индоевропейцам, не все эти четыре момента отмечались в народных обрядах и в древних культах.
Символ 'четыре и четыре'
Символ ‘четыре и четыре’:
1- доисторический Египет;
2- Верхнее Поволжье, 1 тыс. до х. э.;
3- Болгария, римское время;
4- Грузия, 2 тыс. до х. э.;
5- гуцулы (Прикарпатская Украина), 19 век.

В мифах и обрядах, которые относятся к до индоевропейской традиции, нет свидетельств почитания солнца. Тем не менее, раннее земледельческая религия не относится к солнцу безразлично. Это видно, например, из мифа о солнценосном олене. Это видно и из того, что некоторые из важных празднеств и обрядов не индоевропейского происхождения приходятся на моменты смены солнечных фаз.
Об этом свидетельствует и известное сооружение Стоунхендж (Англии), у жителей Британских островов, удаленных от районов массированной индоевропеизации, должны были тогда еще сохраняться в силе верования предшествовавшей эпохи, это сооружение представляет собой атрибут неолитического культа. Главная ось Стоунхенджа ориентирована на точку восхода солнца в день летнего солнцестояния, выделен также момент захода солнца в день зимнего солнцестояния, остальные визирные направления отмечают другие крайние положения солнца, а также луны. Из этого следует, что в этой части Европы в начале эпохи бронзы существовал солнечный календарь, причем наверняка восходящий к неолитической эпохе.
Счет времени по годам возник на определенном этапе истории, до этого не считали годы, а лишь отмечали части года. Когда начали считать время по годам, один из важных годовых моментов стал отмечаться как рубеж между концом прошедшего года и началом наступающего.
Великие праздники сопровождали во времена язычества у всех европейских и азиатских народов наступление новых периодов в течение года. Такими крупными астрономическими отделами являются оба равноденствия и оба солнцестояния, с которых велось деление года по его естественным частям.
Новый год мог начинаться с того или иного рубежа солнечных фаз, но мог быть приурочен и к иной календарной вехе.
Главные годовые праздники у друидов: 1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября, ни один из них не связан с солнечными фазами. Началом нового года друиды считали 10 марта или 1 мая, а большой праздник приходился на летнее солнцестояние.
В еврейской традиции год начинается на Пасху или осенью, в конце сентября — начале октября, оба эти момента не связаны с солнечными фазами.
Древние армяне отмечали Новый год в августе, что не может быть соотнесено с годовыми фазами солнца.
У некоторых народов Древнего Востока и доколумбовой Америки Новый год наступал при появлении созвездия Плеяд.
В Македонии по народному календарю началом нового года считали 22 марта.
В Албании 22 марта совершают обряд, во время которого всяческим шумом, заклинаниями и специальными песнями ‘прогоняют змея’, чтобы тот не препятствовал солнцу набирать силу.
В Древнем Риме весеннее равноденствие торжественно отмечалось, но начинали новый год не с этой даты.
В Англии до 1752 года начало нового года исчисляли с 25 марта. Эта дата близка к моменту весеннего равноденствия, но не совпадает с ним. Столь небольшие колебания в датах вполне естественны, потому что в эпоху неолита календарь не мог быть астрономически точным, да и не могли календарные даты сохраняться твердо определенными на протяжении тысяч лет, в течение которых неоднократно изменялись и культовые традиции, и календарные системы.
Следует, однако, отметить, что содержание празднества 25 марта и в греко-римской античности, и в христианстве не дает указаний на связь с весенним равноденствием и вообще не содержит солярных элементов.
В Древней Греции каждый полис имел свою календарную систему. Распространенным было счисление времени с начала первого новолуния после летнего или зимнего солнцестояния. Чаще всего, под влиянием Афин, год начинали летом.
Есть данные о том, что греки праздновали Новый год в день рождения Аполлона, приходившийся на февраль, когда теперь происходит масленица-карнавал.
В Западной Европе до 16 в. существовал обычай начинать новый год с Пасхи или с Рождества.
В России церковный год начинался, в соответствии с византийским календарем, с сентября, но в быту, по народной традиции с 1 марта или с 25 декабря, а в 1700 году было введено счисление нового года с 1 января.
На Северном Кавказе был найден керамический сосуд 8-7 века до х. э., на котором посредством символов был обозначен годовой календарный цикл, судя по расшифровке этого календаря, новый год начинался после зимнего солцестояния.
О том, что этот момент был в древности широко принятым началом нового года, свидетельствует обычай первые 12 дней после солнцестояния посвящать гаданию и предсказаниям на предстоящие 12 месяцев.
Четыре солнца вокруг земли
Четыре солнца вокруг земли:
1- рисунок на намогильной стеле, 19 век;
2- резные камни, Ингушетия, 16-17 век;
3- рисунок на киевском браслете 12 век;
4- древнерусское украшение, 9-11 век.

В Древнем Риме 25 декабря торжественно праздновалось Рождество нового солнца, или День непобедимого солнца. Однако новый год начинался не с этой даты, для согласования солнечного календаря с лунным, римляне, по обычаю греков, стали отмечать Новый год в момент начала первого новолуния после дня зимнего солнцестояния.
Начало нового года у разных народов не всегда связывалось с моментами солнцестояний и равноденствий.
Солнечный календарь отнюдь не является единственно и повсеместно принятым. До сих пор существуют также и лунные календари. Кроме того, есть фрагментарные данные о вероятном существовании в прошлом каких-то других, не солнечных и не лунных календарных систем.
У разных народов теми или иными периодами времени ведают определенные божества.
У древних майя божества четырёх сторон света правили миром поочередно в течение 4 летнего цикла.
У древних римлян времена всегда представлялись четырьмя гениями в виде крылатых человеческих фигур, а сменой времен.
В Вавилоне бог солнца Шамаш имел детей: Мардук (весна), Ниниб (лето), Набу (осень), Нерлл (зима); кроме того, Кетту и Мешарту, которые представляли две половины года.
У восточных славян фиксируются имена языческих божеств, которые можно предположительно соотнести с четырьмя временами года.
Летний праздник, отмечающий переход от полной фазы нарастающего солнца к фазе убывающего солнца, назывался у восточных славян Иван-Купала и приобрел значение символа рубежа между прошедшим и наступающим годом, а раньше, вероятно, олицетворял две половины года.
Обряды празднества Ивана-Купалы, которые проводились в ночь с 23 на 24 июня, были одинаковы в Европе и у славян: прыгали через костры, а также прогоняли скот через огонь, вращали подожженные колеса, бросали венки в воду. Христианство восприняло этот неистребимый языческий праздник и объявило его днем рождения Иоанна Крестителя, празднество святого Иоанна было узаконено церковью в 4 веке, когда христианство, став массовой религией, восприняло многие языческие ритуалы.
За две-три недели до Иванова дня, а точнее, на седьмой четверг после Пасхи у восточных славян проводился обряд, имитировавший похороны Ярилы: изготовляли манекен с подчеркнутым признаком мужского пола, причитали над ним как над покойником, а затем топили его или сжигали, наутро же с радостными криками встречали восходящее солнце. Иногда для представления Ярилы выбирали старика, причем молодежь трунила над его бессилием. Ритуалы же чествования Ярилы, Юрия, Георгия, были приурочены к концу апреля.
Судя по датам празднеств, посвященных Яриле (начало июня, конец апреля), можно полагать, что это божество связывалось с началом теплого периода года. Действительно, его имя сходно со славянским ‘ярь – весна‘.
На масленицу (за семь недель до Пасхи) инсценировали похороны женского манекена. В России провожать зиму в то время, когда празднуется масленица, еще рано. Иное дело на Ближнем Востоке: в феврале уже ведутся весенние полевые работы. Поэтому, вероятно, обряд, превратившийся в празднество масленицы-карнавала, пришел в Европу из Передней Азии и имеет раннее земледельческое происхождение. В таком случае женский манекен, который выпроваживали во время февральского празднества, был идолом зимней ипостаси неолитической богини.
У восточных славян есть и другой мифологический женский образ, олицетворявший зиму- Снегурочка. Ее не топили и не сжигали, она, как повествует легенда, сама растаяла с приходом весны. Кроме того, это, в отличие от неолитической богини, молодая девушка. Поскольку с зимнего солнцестояния продолжительность дня начинает нарастать, возникло представление о том, что в этот момент солнце ‘рождается‘, зимнее солнце считалось молодым.