Согласно мифу, именно на Кольском полуострове по приказу Зевса к высокой скале был прикован Прометей, в подтверждение этому на горе, стоящей на берегу Сейдозера, есть гигантское изображение распятого человека.
С трех сторон Сейдозеро окружено горами, создавая скрытый от окружающего мира укромный уголок природы.
Берега Сейдозера предстают перед ними как оазис среди бескрайней тундры, растительность богаче чем в соседней тундре.
Но территория удаленная от материка скалами оказались притягательными для человека, так два тысячелетия тому назад, на этой суровой земле жили –
саамы

(их называли лопарями или лапландцами).
С происхождением и культурой саамов связано верования в основе которых лежит культ гор и камней, а также деревьев и животных.
На протяжении тысячелетий саамы задабривали злых и добрых духов, живущих в камнях, просили у них хорошей погоды и удачной охоты, поэтому к идолам приносили рыбу, оленьи шкуры и головы, вокруг некоторых сейдов образовывались целые горы оленьих рогов.
Саамы боятся этого места и поклоняются ему, так в старину саамские мужчины устраивали особые ритуал, изображая бой оленей за самок, при этом они надевали на головы рога оленей.
На берегах Сейдозера, саамы ставили доисторические каменные сооружения, такие как, сейды, лабиринты, жертвенные каменные кучи и гурии (каменные пирамидки, служившие указателями и оберегавшими их).
Особое распространение получил культ священных камней (сейдов)Особое распространение получил
культ священных камней

(сейдов), которые представляли собой природные крупные валуны и утесы, и рукотворные сейды, камни сложенные один на другой, или вырезанные из дерева идолы.
Саамы посещают священное озеро только в крайних случаях, а оказавшись на озере, обязательно делают подношение древнему духу, чтобы быть здоровыми и удачливыми в делах, поэтому к сейдам приносили древние саамы свои жертвы, прося об удаче на промысле или выздоровлении соплеменника.

По легенде, старые шаманы, предчувствуя близкую смерть, уходили в леса и горы и превращались в каменных исполинов.

О Сейдозере у саамов есть легенда, что давным-давно пришли сюда враги, которые стали убивать и грабить саамов.
И хотя саамы никогда ни с кем не воевали, и решили дать врагу отпор.
Но был среди чужеземцев сильный колдун Куйва (одним ударом убивал десять человек), чтобы не быть поголовно истребленными, они собрались вместе и обложили колдуна со всех сторон, ни к Сейдозеру спуститься, ни в тундру уйти, так он и застыл на скале над озером.

Существует поверье, что замурованный в горе над озером колдун Куйва не любит, когда его беспокоят, а людей потревоживших его покой ждет кара.
Так местные жители объясняют случаи странной гибели людей, пытавшихся покорить гору Куйвчорр, на которой находится изображение Куйвы.
Опытные альпинисты, которые поднимались на высокую скалу, странно погибали, а их тела находили без одежды, с лицами выражения дикого ужаса.

Нередко случалось, что в районе горы, на склоне которой окаменел злой Куйва, измерительные приборы зашкаливали уровень радиации, а часто просто выходили из строя.
Те, кто не прислушивался к предостережениям саамов, испытывали головокружение, слабость, галлюцинации.
Куйва бывает не только злым, к тем путешественникам, которые соблюдают почтение и уважением к старому Куйве и священному озеру, природа относится благосклонно, а он помогает найти дорогу через буреломы, посылает попутный ветер, дает хорошую рыбалку.
Среди ученых и исследователей существует много версий происхождения сейдов.
Первая версия – это ледниковая, что камни друг на друга мог поставить ледник.
Огромные валуны при таянии ледника опустились на землю и сложились в причудливые пирамиды.

Если между валунами и землей оказывалось несколько мелких камешков, то со временем из-за воздействия ветра и влаги, оставались лишь те, на которые опирался верхний большой камень.

Эта версия может объяснить образование некоторых сейдов, но не всех, так как ледник не мог соорудить правильные круглые и квадратные фигуры.
Другая версия – постройка древних сооружений саамами.
Действительно, многие из малых сейдов вполне могли быть построены человеком, но нет ни одного упоминания о том, что их предки когда-то создавали что-то подобное.

В саамских легендах о сейдах говорится как о чем-то доисторическом, что пришло из далекого прошлого и было создано вместе с землей и небом.

К тому же часть сейдов невозможно создать даже при современном уровне развития техники, а другая часть каменных построек находится в очень труднодоступных местах, куда могут добраться только опытные альпинисты. К тому же, для строительства таких сооружений из камня необходимо было знать навигацию, астрономию и выполнять сложные инженерные расчеты, поэтому сейды могут быть следами деятельности древнейшей из земных цивилизаций, существовавшей на далеком севере.