В отличие от свастики с завихрении в одну сторону концами, образующей четырех линейную спираль, знак лабиринта образован встречными спиралеобразными завихрениями концов креста.
Свастика и спирали на разных камнях
Свастика и спирали на разных камнях:
1,2,3- Дагестан;
4- Чечня;
5- Америка;
6- Испания.

При этом могут получаться два варианта зеркально подобных фигур.
Классический лабиринт в Дагестане
Классический лабиринт в Дагестане:
1- резной камень стены;
2- деревянная солонка из Аварии, аналогичный на камне стены постройки.

Почти все дагестанские лабиринты классического типа, сосредоточены в нескольких селениях Аварии, западной высокогорной части Дагестана (в этом же районе, как правило, встречаются высеченные на камнях стен построек свастики, свастик-спирали и некоторые другие архаические графемы).
Чтобы начертить столь сложную фигуру, требуется соответствующий навык, поэтому не удивительно, что встречаются лабиринты неправильных начертаний.
Неправильные лабиринты в Дагестане
Неправильные лабиринты в Дагестане:
1- с. Курах;
2- с. Ириб;
3,4- с. Рича, с. Демуркиль.

Помимо лабиринта с крестом в центре, есть лабиринты, в середине которых находится розетка или диск.
Дагестанские лабиринты с розеткой или диском в центре
Дагестанские лабиринты с розеткой или диском в центре:
1- мечеть в с. Уртиль;
2- с. Ругельда;
3- мечеть в с. Гуми.

Лабиринты с кружком или розеткой в центре локализуются в Дагестане главным образом в Табасаране (этот район отличается архаичными формами архитектуры и монументального декоративного искусства, в этом районе встречаются и некоторые специфические графемы).
Значительное число дагестанских лабиринтов образовано лишь спирально-петлеобразными линиями, без того или иного символического знака внутри.
Подковообразные лабиринты в Дагестане
Подковообразные лабиринты в Дагестане:
1- наскальное изображение близ с. Капчугай;
2- с. Тидиб;
3- мечеть в с. Хурюк;
4- намогильная стела в с. Хустиль.

Лабиринтов довольно много в Дагестане.
Но их нет на остальном Кавказе (за исключением единственного в Северной Осетии, имеющего неполное начертание).
Вообще говоря, помимо Дагестана, лабиринты есть только в Европе, а также в Америке и в Индии.
Европейские лабиринты тоже представлены всеми разновидностями.
Классические лабиринты в Европе
Классические лабиринты в Европе:
1- изображение на этрусском сосуде 7 век до х. э.;
2- изображение на критской монете 1 век до х. э.;
3- каменная выкладка, Англия;
4- каменная выкладка, Швеция;
5- каменная выкладка, Финляндия;
6- древнегреческое изображение, около 1200 года до х. э.

Здесь известны оба зеркальных варианта классического лабиринта с крестом в центре, в том числе с неполным начертанием.
Неполные лабиринты
Неполные лабиринты:
1- изображение на резном камне, Северная Осетия;
2- каменная выкладка, Финляндия.

В Северо-Восточной Европе (на территориях, прилегающих к Балтийскому и Белому морям) лабиринты имеют преимущественно подковообразную форму, а в Северо-Западной Европе (Англия, Франция) они большей частью круговые, с площадкой внутри.
Северные лабиринты
Северные лабиринты:
1- лабиринт Соловецкого острова и имеется в Финляндии;
2- каменная выкладка на Соловецком острове;
3- дерновая выкладка в Германии;
4- изображение из Архангельской области.

Впрочем, классический тип лабиринта с крестом известен и на Севере.
Западноевропейские лабиринты
Западноевропейские лабиринты:
1- рисунок в рукописи 9 века;
2- выкладка из дерна, Англия;
3- рисунок на полу собора в Амьене, Франция, 14 век;
4- собор в Пуатье, Франция;
5,6- дерновые выкладки в Англии.

Лабиринты распространены лишь в некоторых местах Европы, в Восточном Средиземноморье и на севере континента; при этом южные лабиринты представляют собой рисунки, а северные сооружения в виде выкладок из камней или дерна. Изображения лабиринтов встречаются в средневековых западноевропейских рукописях и выложенные мозаикой на полах средневековых церквей (главным образом во Франции).
Наиболее древние из известных классические лабиринты с крестом, относящиеся к 2 первой половине 1 тыс. до х. э., которые обнаружены в Италии и Греции.
Загон - небо - лабиринт
Загон – небо – лабиринт:
1- Испания, мезолит;
2- Элам, около 3000 года до х. э.;
3- Киклады, неолит;
4- Италия, эпоха бронзы;
5- Малая Азия, эпоха бронзы.

Они уже имеют завершенную форму.
Древнейшие лабиринты Беломорья датируются 1 тыс. до х. э.
При каких обстоятельствах возникли эти своеобразные начертания и каким образом они оказались в отдаленных друг от друга районах мира остается загадочным.
Суждение о том, что лабиринты появились в разных местах независимо друг от друга, в результате конвергентного развития, неприемлемо.
Вероятность вторичного, а тем более многократного (в Средиземноморье, Северной Европе, Дагестане, доколумбовой Америке, Индии) самостоятельного возникновения этого в высшей степени своеобразного и сложного рисунка равна нулю.
Что же касается причины его распространения, то ее невозможно отнести за счет того или иного случайного фактора.
Допустим, изображение лабиринта, начертанное на каком-нибудь изделии, могло попасть на Северный Кавказ путем межплеменного обмена, так же как сюда попадали, например, египетские скарабеи.
Но лабиринт почитался местными жителями в качестве священного символа, а этого не было бы, если бы кому-то вздумалось перерисовать этот узор с монеты.
Несостоятельно и мнение о том, что американскими индейцами эта графема могла быть воспринята у испанцев или у францисканских монахов.
Индейцы изображали лабиринт на стенах построек, на скалах, в вышивке, на культовых предметах, следовательно, придавали большое значение этому рисунку.
Американские лабиринты, рисунки индейцев северной Америки
Американские лабиринты, рисунки индейцев северной Америки

Индейцам были известны лабиринты различных типов, имеющихся в древностях Старого Света: классический, квадратного очертания, двойные, с диском в середине.
Большинство этих типов не могло быть известно католическим священникам, от которых аборигены якобы узнали о лабиринте.
Кроме того, у индейцев были и свои, своеобразные варианты этого символа.
Лабиринт — далеко не единственный на Американском континенте древний азиатско-европейский символ, причем большинство из известных примеров этих символов в Новом Свете было выполнено во времена, предшествовавшие открытию Америки в конце 15 века.
В Дагестане лабиринт называют «крепостью Хайбар«.
Хайбар – название крепости, которую, согласно мусульманской легенде, взял Али, сподвижник Магомета; но знак лабиринта по меньшей мере на две тысячи лет старше этого события.
Начертания лабиринта, распространенные в Дагестане, по своему происхождению не имеют отношения к мусульманству, так же как кресты — к христианству, а свастики — к германскому фашизму.
Все это древние языческие символы.
Лабиринт выражает идею круговорота «жизнь — смерть — жизнь«, или лабиринт выражает идею движения человека к истине или древние культовые действа, связанные с лабиринтом, представляют движение солнца в небе.
Таких мнений может существовать сколько угодно; они произвольны, не вытекают с логической необходимостью из фактов и не способствуют формированию достоверного знания.
Некоторые утверждают, что лабиринт является бессодержательным орнаментальным рисунком и что его создали художники, «экспериментировавшие с меандрами и свастиками«.
Распространенные в Северной Европе народные игры у лабиринтов были заимствованы у римлян, а сами римляне придумали их в качестве забавы.
В лабиринтах Северной Европы, выложенных из камней или дерна, устраивались какие-то игры и выполнялись обрядовые танцы.
Какие-то действа совершались и в старорусских лабиринтах, судя по некоторым их местным названием вроде «девичьи пляски» или «игра святого Петра«.
Древние римляне тоже справляли связанные с лабиринтом обряды, включавшие шествия, танцы, хождения по петляющим ходам, участие всадников.
С лабиринтом была связана процедура некоторых религиозных празднеств в Древней Греции.
По сообщению Вергилия, древнеримские игры у лабиринтов происходили с участием всадников.
Соответствующая сцена была зафиксирована еще этрусками.
К семантике лабиринта
К семантике лабиринта:
1- рисунок на этрусском сосуде, 7 век до х. э.;
2- Дагестан;
3- резной камень, Дагестан.

Значит, если следовать логике некоторых ученых, этруски были настолько очарованы Гомером, что стали инсценировать его поэму, и эти инсценировки так понравились римлянам, что они восприняли их у этрусков, причем почему-то устраивали эти игры в определенный день года, а римские императоры придавали серьезное значение этим забавам.
Эти игры так понравились другим народам Европы (вплоть до Белого моря), что они восприняли их у римлян и культивировали на протяжении двух тысяч лет.