Наглядными представителями небесной сферы были птицы.
Что же касается подземного царства, то, как известно из поверий многих народов, его представителями считались ‘ползучие гады’: змеи, ящерицы, лягушки.
Семантическая связь змеи и воды
Семантическая связь змеи и воды:
1- Триполье-Кукутень, 4 тыс. до х. э.;
2-4- Центральная Европа, неолит;
5- Филиппины, 19 век;
6- Германия, 3 тыс. до х. э.;
7- Закавказье.

В Восточной Азии (в доисторическом Египте) эта роль приписывалась черепахе.
Очевидно, в связи с такого рода поверьями в Европе бытовали
амулеты

и
священные изображения лягушки

, относящиеся и к древней эпохе и к более поздним временам.
В некоторых мифологиях мир представлялся покоящимся на спине лягушки.
Существовало поверье, что кваканье лягушек предвещает дождь.
В Китае лягушка соотносится с луной.
В русских сказках лягушка отождествляется со змеей.
Лягушка была обожествлена в Древнем Египте.
В Дагестане убиение лягушки считалось серьезным грехом.
В Литве есть старинные намогильные памятники с изображением лягушки.

В одном русском апокрифе дьявол прельщает Еву, приняв облик не змея, а лягушки.

В одной латышской загадке сравниваются
лягушка

и
крот

(в русском языке слова крот и черт этимологически родственны).
Связана с тем же божеством, что и змея, лягушка в мифологическом сознании обладает чертами, которые приписывались змее: она существо 
зловещее

,
мудрое

,
обладающее даром пророчества

, ее, как и змею, считают
покровителем жилища

, а у многих народов считается
символом плодородия

.
У вайнахов бытует убеждение, что лягушка очищает воду.
В русских деревнях помещали лягушку в молоко, чтобы оно не скисло.
У древних римлян
лягушка символизировала плотскую любовь

; какие для этого могли быть позитивные основания?
Причина в том, что лягушка считалась представителем стихии божества, одним из специфических особенностей которого была сексуальность.
Но преимущественно олицетворением обожествляемого властителя нижнего мира служил змей.
Предпочтение, которое отдавалось змее как образу мужского божества земных недр, могло быть основано на том, что змея казалась наглядным воплощением оплодотворяющих сил, поскольку напоминает мужской детородный орган.

Уж

фонетически сходно
ужас

(‘большой страх‘), с латинским , литовским , немецким ‘страх‘.
Однако змея не столь уж страшна, ужасна.
Дело в том, что она представляла божество, внушавшее страх.
В Китае он превратился в мифическое существо – дракон, в Китае
дракон-змей

почитался
патроном жилища

.
До Китая дошла также последующая трансформация неолитического
бога-змея

в ‘злого духа‘.
Мифический змей
Нага

Индии и Юго-Восточной Азии не равнозначен грозному владыке мира неолитической европейско-переднеазиатской мифологии.
Но он обнаруживает свое происхождение от него, обладая рядом его специфических свойств.

Нага

тоже считался представителем подземного мира и земных вод, подателем дождя, воплощением мудрости, стражем сокровищ земли, находился во враждебных отношениях с птицей.
От его имени происходит большое число индийских и индокитайских топонимов.
О почитании этого змея как главного божества свидетельствует то, что народ, обитавший в северной части Индостана до вторжения туда ариев, назывался
нага

.

Пернатый змей

мифов доколумбовой Америки тоже обладает чертами европейско-переднеазиатского бога-змея: он творец мира, связан с земной влагой, может подниматься ввысь и причинять дождь.
Поскольку змей на изображениях сочетался с диском (символом своей супруги), ставшим впоследствии пониматься как знак солнца, змей в доколумбовой Америке, как и в Древнем Египте, связывался с солнцем.
Бог земли мог находиться в небе в виде луны; поэтому на неолитическом изображении змеи обозначен полумесяц —
эмблема быка-луны

(бога земли).
Неолитический бог земли, как мы увидим далее, засыпал на зиму; по китайскому поверью дракон, обитающий под землей, зимой спит, весной просыпается; он поднимается в небо и посылает дождь.
Хотя
зигзаг обозначал змея

, а змей олицетворял молнию, в древней символике редки примеры, в которых зигзаг можно было бы определенно считать обозначением молнии.
Дождевые облака, орошающие землю
Дождевые облака, орошающие землю:
1-3- Малая Азия, 6-5 тыс. до х. э.;
4,5- индейцы Северной Америки;
6- Иран, 4 тыс. до х. э.

Для обозначения молнии служили другие символы.
Нередко знак молнии представляет собой
волнистую линию

.
Она символизировала молнию не только в античном мире но и в доколумбовой Америке: такой вид имеет молния, которую держит в руке ацтекский бог грозы
Тлалок

.
Молния изображалась волнистой линией потому, что последняя являлась обозначением змея (она не изображалась, а обозначалась символом божества, которое в мифологическом сознании проявляло себя молнией).