Если фалл считался атрибутом Черного бога, то, вероятно, обряд обрезания возник в качестве символического или обманного жертвоприношения этому божеству. У австралийцев крайняя плоть, взятая при обрезании, применялась в качестве фетиша при молении о дожде. Это свидетельствует о том, что обряд обрезания был связан с божеством, причиняющим дождь.
О чрезвычайной архаичности обряда обрезания говорит то, что по обычаю древних евреев и других древних народов его следовало совершать каменным ножом. Возникнув, вероятнее всего, еще в палеолите, этот обряд на протяжении тысячелетий стал довольно распространенным, причем воспринимали или не воспринимали его те или иные племена явно по воле случая. Он практиковался у совершенно разных народов в разных частях света, у древних египтян, африканских негров, австралийских аборигенов, американских индейцев. В качестве рационалистического обоснования обрезания ссылаются на его гигиеничность. Но разве соображения гигиены имели для Европы и Азии меньшее значение, чем для Африки, Австралии и Америки?
В древности в странах Восточного Средиземноморья имело место принесение в жертву богу или богине мужского полового члена. По-видимому, такой акт жертвоприношения практиковался ещё в отдаленные времена палеолита.
Но кто-то додумался обмануть грозное божество или хоть малость удовлетворить его кровожадность принесением в жертву не всего члена, а лишь крайней плоти. В книге «Исход» говорится, что Йагве хотел убить сына Моисея за то, что тот был не обрезан, но отступил от этого намерения, когда обрезание было совершено. В этом можно видеть отзвук представления о том, что обрезание является искупительной жертвой божеству. Стали делать обрезание детям, чтобы обеспечить их благополучие на будущее. О том, что этот обряд был связан с актом инициации, может свидетельствовать мусульманский обычай совершать его у мальчиков, вступающих в переходный возраст.
В Океании хижина, в которой производилось обрезание при инициации, сооружалась в виде огромного змея. Чтобы приобщиться к тотемному животному, стать им и тем самым вступить в тотемный ряд, нужно быть съеденным этим животным. Но, во-первых, это не объясняет смысла обрезания, а во-вторых, если в Финикии мальчиков приносили в жертву Баалу, швыряя их в пасть идола, внутри которого горел огонь, то это тоже «приобщение к тотему«?
Обряд обрезания есть «малая жертва» грозному богу, приносимая с целью умилостивить его и предотвратить худшее. Аналогичное значение имеют и такие обычаи, как нанесение на тело порезов и ожогов при инициации, прокалывание ушей и ноздрей, так кольцо в ухе или носу свидетельствует о том, что в этом случае «малая кровь» принесена в жертву богине неба. У многих племен обстановка инициации представляется мистерией символического убиения, отрок входит в хижину, где спрятавшись соплеменники производят адский шум, этот шум производит сам дьявол, находящимся снаружи высовывают конец копья, с которого капает кровь, домашние оплакивают юношу как умершего, потом думали что «убитый дьяволом» родился заново.
Истязания при инициации следует истолковывать не как испытание и воспитание мужества у будущих мужчин, а как дань, направленную на умилостивление божества. Истязания совершались не только при инициализациях, но и на празднествах, посвященных божеству, а также при участии в похоронах, причем в этом последнем случае истязания, согласно аутентичным данным, совершались для того, чтобы умерший не взял с собой тех, кто его хоронил.
Так как бог, который взял себе одного, может взять и других, и поэтому его следует умилостивить «малой жертвой«. Форма хижины, в которой совершался описанный выше обряд инициации, в виде змея предназначена для совершения обманного жертвоприношения: змеи якобы уже съел мальчиков и теперь больше не будет их трогать. Другой пример обманного жертвоприношения Черному богу: у некоторых индейских племен девочка при обряде инициации лежит в яме, могиле.