Судя по тому, что неандертальцы помещали головы и лапы убитых ими медведей в пещерах, находящихся высоко в горах.
У  них существовало мистическое отношение к медведю, который обитал в горах и устраивал свое логово в пещерах, та в пустотах, внедрявшихся в земной массив, и в связи с этим возникло религиозное отношение к горам и пещерам.
Самые древние мифы и поверий свидетельствуют о том, что медведь был одним из животных, относившихся с богом земли.
Миф и образ как медведь, мог сложиться в связи с тем, что это животное, встав на задние лапы, напоминает фигуру человека, действительно, например, в русских сказках и в мифах народностей Сибири медведь отождествляется с человеком.
А поскольку медведь, на которого охотились неандертальцы, обитал в пещерах, в земных полостях, у них могло возникнуть представление о нем как о хозяине недр земли.
Символический рисунок медведя в эпоху палеолита
Самый древние символический медведь в эпоху палеолита:
1,3,4- Западная Европа;
2- Сибирь.

Ассоциативная связь медведь и земля, могла быть подкреплена тем, что, когда земля замирает на зиму, медведь засыпает, устроив себе берлогу в земле.
Плутарх сообщает, что по вере фригийцев бог спит зимой и пробуждается с приходом весны.
В Италии считали, что 2 февраля медведь вылезает из берлоги.
В Румынии праздник Сретения господне, – 2 февраля, по раннее земледельческим верованиям считался датой пробуждения бога земли и начала весны, называли медвежьим днем.
В Югославии на Рождество, когда Черный бог, как считалось, отходил ко сну, символически приглашали, чтобы  медведь шёл на ужин.
В начале февраля крестьяне пытались предугадать, надолго ли затянется зима, следя за поведением таких животных как медведь, волк, козы, а ряженые на празднестве масленицы или карнавала и на Рождество носили маски, в основном это, был медведь, волк, коза.
В самых древних мифах и сказаниях персонаж, который, судя по его особенностям, происходит от образа бога земли, именуется бессмертным; у американских индейцев медведь олицетворение бессмертия.
В хеттских ритуалах медведь выступает в возможности оплодотворить деревьев; поскольку дерево представляло Великую богиню, в этом следует видеть выражение идеи оплодотворения богини неба богом земли.
У многих народов Европы и Азии медведь отождествляется с чертом, с демоном преисподней.
У некоторых народностей Сибири верховный бог, имеющий облик в виде медведь, носил имя Тором, что соответствует рассматривавшемуся выше имени бога земли для сравнения: германский Тор олицетворял в образе медведь, а соответствующий ему славянский Перун назывался Медведкой.
Аборигены Сибири и Северной Америки называют такое животное как медведь: горный человек, мудрый священный зверь.
В поверьях разных народов медведь обладает чертами мифического змея: он существо вещее, хранитель кладов, из частей его тела приготовлялись лекарственные снадобья.
В волшебных сказках народностей Сибири медведь принимает облик змеи или дракона.
В различных самых древних мифах медведь, как и змей, противник светлого божества».
В русской традиции соотносятся выражения «медведь лютый» и «змей лютый».
По-украински месяц февраль называется лютый (ведь это месяц, в котором, как было сказано выше, пробуждается бог-медведь).
Славянское лютый теперь означает ‘свирепый’, но это его значение, надо полагать, вторично; лютый может быть сопоставлено с греческим ‘волк’ (волк считался одним из воплощений бога преисподней).
С именем мифического змея у западных семитов Лотам, с известным в греческой и славянской мифологии именем богини Лето, Лада, образ которой восходит к Великой богине, супруге бога земли.
В некоторых мифах говорится, что медведь прежде был небесным существом, но изгнан небесным богом на землю за ослушание; эта легенда стоит в ряду легенд о том, что дьявол или дракон и был низвергнут с неба.
У американских индейцев медведь — владыка преисподней, духом севера, а север в мифологии разных народов связывался с владыкой преисподней.
У некоторых индейских племен медведь — патрон лекарей.
Поскольку медведь олицетворял божество, которое со временем приобрело значение «нечистой силы», существовал взгляд на этого зверя как на существо «нечистое».
Представление о медведе как о воплощении дьявола было воспринято христианской традицией.
В дошедших до нашего времени свидетельствах культовый образ медведя не имеет характера.
Но такое значение этот образ должен был иметь, если медведь представлялся воплощением бога преисподней.
И действительно, известны кладбища эпохи бронзы с медвежьими захоронениями.
источник: Медведь самый древний символ бога земли
Устойчиво держалось мнение, по которому медведь способствует урожайности полей, ведь бог земли воплощал плодородие.
Существовало поверье о том, что голова медведя, зарытая в землю, способствует увеличению поголовья скота.
У славян в обряде первой пахоты участвовали люди, одетые в медвежьи шкуры.
В Румынии был найден ритуальный сосуд 5 тыс. лет до христовой эры и имел вид, как медведь, вероятно, он предназначался для обряда «на поения земли».
На женских статуэтках эпохи неолита богиня иногда представлена в виде медведицы, ведь у неё супруг медведь. Артемида почиталась в образе медведицы а ее жриц называли «медведицами».
В Афинах девушки, достигшие брачного возраста, совершали культовый танец в медвежьих масках.
В России был обычай называть новобрачных медведями, а медвежий маскарад на масленицу носил эротический характер. Басни о сожительстве, медведь и женщина, имеют то же происхождение, что и мифы о змее-обольстителе.
Медведь олицетворял грозного бога, и чтобы избежать нечаянной беды, лучше было не привлекать его внимания, назвав его по имени.
Поэтому подлинное название самого древнего символа бога как медведь у славян оказалось забытым, хотя символ России медведь.
Аборигены северной полосы Евразии и Америки совершали обрядовое действо, называемое в этнографической литературе »медвежьим праздником», причем везде в данном обширном ареале это празднество было одинаковым, вплоть до деталей.
Оно заключалось в ритуальном умерщвлении медведя с последующим его торжественном поеданием, которое совершалось только мужчинами. При этом к медведю обращались со словами, из которых явствует, что он считался предком.
Праздник сопровождался участием огня в ритуалах и фаллическими обрядами.
После того как медведь был убит, водили вокруг него хоровод, говоря:

«Не мы тебя убили, сам умер. Плохо не думай и наших детей не трогай».

Голову и лапы медведя сохраняли и помещали в специально отведенное место; кстати, голове и лапам медведя приписывались магические свойства в поверьях нынешних жителей Европы и Кавказа.
«Медвежий праздник» представляется пережитком традиции, восходящей к медвежьим ритуалам, совершавшимся неандертальцами – предшественниками человека современного типа; они относили в пещеры, расположенные высоко в горах, за пределами обитаемой зоны, головы и лапы медведей.
Сопоставление этих факторов не оставляет сомнения в том, что культ такого древнего животного как медведь, проходит через всю историю человечества.
Похоже на то, что образ медведя является самой древней ипостасью бога земли, а также бога вообще.