Шумерская
Инанна

говорит о себе:

‘Мой отец дал мне небеса, дал мне землю. Небо он поместил как корону на мою голову, землю он поместил как сандалии на мои ноги’.

Поскольку
мировое дерево

мыслилось воплощением богини, на ногах женских статуэток иногда помещали знак земли имея при этом , что ноги богини — это корни дерева, находящиеся в земле, или же изображали богиню змееногой, поскольку земля — обиталище змея.
Соответственно и верхняя часть дерева, уходящая в небо, представлялась головой богини.
Это представление фиксировалось в образе дерева с символом неба наверху.
'Древо жизни' с эмблемой солнца или неба
‘Древо жизни’ с эмблемой солнца или неба:
1- Древний Египет;
2- Ассирия;
3- Древняя Мексика;
4- Месопотамия;
5- Швеция, средние века;
6- Дагестан, глиняный рельеф на камине, 20 век.

Символ неба был в эпоху бронзы переосмыслен как знак солнца, поэтому стали изображать дерево с солнечной розеткой наверху.
В эпоху бронзы распространенным символом солнца стал крест, а поскольку символ неба – наверху дерева воспринимался уже как символ солнца, стали изображать на вершине священного дерева.
Нынешняя рождественская елка, увенчанная звездой, священное дерево с символом неба.
Например, в средневековых гробницах горного Кавказа, которые сами представляла собой уподобление жилища, находят покойников (особенно детей), лежащих в гробу, изготовленном из двух выдолбленных половин ствола дерева.
У славян и латышей был странный обычай: на культовых празднествах специально назначенная для этого девица стояла на одной ноге; в Индии стояние на одной ноге выражает идею плодородия, надо полагать, что эта поза символизирует мировое дерево, воплощение Великой богини.
В Японии на обрядах, связанных с полевыми работами, выполняли танец на одной ноге, что представляет собой колдовское действо, направленное на стимулирование произрастания.
При произнесении иудейской молитвы требуется сдвинуть ноги вместе, так чтобы они были «как одна прямая нога«.
В России деревом, представлявшим богиню, была береза.
В старину па Руси культовая езда на лошадях при обрядовых празднествах совершалась с ветками березы в руках.
Девушки приносили дары березам, «Березку одевают в женское платье и поклоняются ей как богине весны, или девушку убирают березовыми ветвями и пляшут вокруг нее, притопывая как кони«.
Богиня считалась причиной смерти, поэтому в Шотландии береза ассоциируется с потусторонним миром.
Богиня считалась враждебной детям, поэтому детей наказывали поркой березовыми прутьями (очень может быть, что этот обычай возник как «малая дань» богине во избежание более значительных бед).
Береза стала фетишем Великой богини, очевидно, потому, что отличается от других деревьев белой корой, а белый цвет был цветовым символом богини.
Символические изображения 'дерева жизни'
Символические изображения ‘дерева жизни’:
1-4- Дагестан;
5- Грузия;
6- Россия;
7,8- Франция, 15-10 тыс. до х. э.;
9- Дания, 7-6 тыс. до х. э.

По-видимому, ветка, изображавшаяся на палеолитических амулетах, есть часть священного дерева, представляет его.
Специфические растительные мотивы в орнаментике европейско-кавказского региона, как и палеолитические растительные рисунки, видимо, есть изображение мирового дерева.
Это видно из того, что богиню представляли либо дерево, либо ветка.
В древности богиня изображалась с веткой в руке.
У евреев сохранился архаический обычай: в праздник
Суккот

ударяют ивовыми ветками по полу синагоги. Этот обычаи, явно до еврейского происхождения, в свое время, видимо, имел целью стимуляцию дождя (бог земли причиняет небо дождить).
В Индии и в Европе существовал обычай при выгоне скота в первый раз на пастбище ударять его веткой, чтобы он был сильным и молочным.
Существовало обрядовое хлестание и людей веткой (у русских — березовой), что явно выражало пожелание благодетельного воздействия богини.
Косой крест на опорном столбе
Косой крест на опорном столбе:
1- Грузия;
2- мечеть, Дагестан, 17 век;
3- жилой дом, Дагестан;
4- Таджикистан;
5- Малая Азия;
6- Молдавия.

Со временем истоки обычая забылись, и теперь в Германии детям рассказывают сказки о том, что злая Перхта (она же
Фригга

или
Бригит

) наказывает непослушных розгами.
В поверьях народов Европы метла имела магическое значение: скотине наносились ритуальные удары либо веткой, либо метлой; в весенние праздники жгли костры из метел, плели из метел колесо, которое затем поджигали.
Очевидно, метла, напоминая своей формой растение, тоже воспринималась как символ дерева богини.
В Китае богиня погоды
Саоцин-нян

изображалась в виде женщины с веником.
В России снежной бабе — зимнему идолу женского божества — дают в руку метлу, а защитники «снежного городка» в играх, устраивавшихся на масленицу, отбивались метлами. Поэтому и ведьмы летают верхом на метле.
Эмблемой опричников
Ивана Грозного

были голова собаки и метла.
Эта эмблема трактовалась как символизация задачи опричников — подобно собакам выслеживать врагов царя и выметать их как метлой.
Но теперь мы можем сказать, что в данном случае была использована символика, очевидно, существовавшая ранее, ибо собака и метла — атрибуты раннеземледельческого культа Великого бога и Великой богини.
Русское слово
веник

(метла) этимологически родственно словам венец и венок, а они обозначают предметы, которые, имея форму кольца, являлись символом богини; эти слова созвучны также с именами некоторых женских божеств (Уепз, Уепиз).
А
Майское дерево

часто представляло собой не дерево, а древесный ствол с обрубленными ветками, из чего видно, что священное дерево ассоциировалось со столбом.
Ствол «майского дерева» украшали ветками или же, обрубая одни сучья, оставляли другие так, что крона дерева становилась двух-трехъярусной; это, видимо, символизировало двоичность или троичность богини.
В Литве раньше повсеместно стояли священные столбы.
Такой столб был увенчан миниатюрной крышей; нередко было две или три крыши одна над другой, наподобие пагоды.
В еврейской традиции геральдическое изображение колонны истолковывается как символ библейского
Древа жизни

.
Священные колонны сохранились кое-где до сих пор в Индии и на Кавказе, в Китае и в Европе; некоторые из них являются объектами почитания и теперь.
В старинном жилище ряда народностей горного Дагестана посередине жилого помещения установлен столб, подпирающий крышу. Конструктивно-технической необходимости в этом столбе нет: расстояния между стенами невелики, а балки достаточно мощны, так что если центральный столб убрать, крыша не рухнет.
И действительно, обычай устанавливать столб посреди помещения был присущ лишь некоторым дагестанским народностям; у других народностей, при таких же размерах помещения, срединный столб не устанавливали.
В архитектуре Дагестана столб и увенчивающая его капитель-подбалка почти всегда украшены орнаментальной резьбой.
На позднем этапе эволюции народного искусства, в период последних столетий, эта орнаментация представляет собой не более чем декор, не пережиток сохранившиеся ее архаичные элементы свидетельствуют, что она происходит от древних символов, имевших определенное смысловое значение.
Среди них почти всегда наличествует тот или иной символ Великой богини (розетка или косой крест).
Символика этого божества иногда представлена не только в изображениях на столбе или подбалке, но и в самих формах столба.
В Дагестане был обнаружен столб уникального типа.
Совершенно исключено, чтобы его форма была лишь продуктом личной фантазии мастера, изготовившего эту архитектурную деталь.
В прошлом каждая архитектурная форма, как и вообще каждая форма в народном искусстве, была основана на традиции и в своих первой стоках имела определенную причину, вызвавшую ее к существованию.
Действительно, форма столба с изогнутыми подкосами, обнаруженная в Дагестане, не является единственной в своем роде: она встречается, например, в старом зодчестве Осетии и России.
Столбы с подкосами
Столбы с подкосами:
1- Дагестан;
2- Осетия;
3- Грузия;
4- Север России, церковь, 1774 год.

Эти образцы, столь отдаленные друг от друга территориально свидетельствуют о некогда широко распространенной идее.
Столб с подкосами, вообще говоря, представляет собой конструктивно-строительное решение, которое применялось на пространстве от Западной Европы до Индии.
Но подкосы конструктивны лишь в случае, если они могут работать на продольное сжатие; для этого они должны быть прямыми и достаточно прочными. Если же подкосы изрезаны, изогнуты или очень тонки.
Следовательно, они символичны. При этом следует отметить, что столбы с неконструктивными подкосами встречаются в разных, не родственных и территориально удаленных друг от друга культурах.
Сходные строительные формы возникают независимо друг от друга в качестве конструктивного решения аналогичной технической задачи, но сходство форм, не имеющих практического обоснования, не может быть объяснено таким путем; не может быть оно и результатом случайного совпадения, ибо варианты формообразований, не обусловленных практическими обстоятельствами, бесконечны, и если человеческая мысль остановилась лишь на некоторых из них, то на это должны были быть причины.
Не трудно заметить, что дагестанский столб (и, в меньшей мере, северо-русский) похож на силуэт женщины с воздетыми руками. Это не случайно.
Такое изображение было широко распространено в древней иконографии.
В такой позе изображались не столько молящиеся, которые обращаются к богам, сколько сами боги.
В данном случае перед нами изображение женского божества.
Почему же столб жилища символизировал женщину?
По этому поводу можно высказать два предположения.
Во-первых, происхождение такого представления могло быть основано на том, что дом (семья, жилище) держится на женщине так же, как крыша постройки (кров) опирается на столб; так, у аварцев существует предание, в котором есть такие слова: «Почему у тебя такой большой столб? Столб – это жена, он держит мой дом«.
Во-вторых, здесь могли возникнуть ассоциации иного характера: столб поддерживает крышу дома, как мировое дерево — небосвод.
Древние германцы поклонялись священному столбу, который, согласно саксонской хронике 9 века., символизировал мировую колонну, опору мироздания.
У индейцев Америки центральный столб постройки символизировал мировое дерево, а мировое дерево или древо жизни это опора вселенной, столб, подпирающий небо.
В японском жилище один из опорных столбов отличался от остальных: все столбы делались строго цилиндрической формы с тщательно заглаженной поверхностью, а один оставался в своем естественном виде, с кривизной и неровностями; он символизировал природу. Характерно, что этот столб не является несущим, он декоративен.
С богом преисподней связывался и лес: в мифологии многих народов «хозяин леса» имеет черты этого божества; во многих языках слова, обозначающие лес и гору, этимологически родственны, а гора, как установлено, обиталище бога земли.