Солнечный золоторогий олень известен в русском фольклоре, фигурирует в Эдде и в греческих мифах, превращалась в олениху ведическая богиня утренней зари или восходящего солнца. Лось, несущий на себе солнце, символ солнца, потому что в эпоху бронзы птица символизировала солнце.

В языческих святилищах горных районов Кавказа много оленьих рогов, а в некоторых случаях и сами эти сооружения украшались оленьими рогами. Видимо, когда-то образ оленя имел какое-то значение в культовых представлениях жителей этих местностей Северного Кавказа.
Оленьи рога в орнаментике Северного Кавказа
Оленьи рога в орнаментике Северного Кавказа:
1- Осетия;
2- Дагестан.

Оленьи рога иногда изображались на коврах и в вышивке как у жителей горной зоны Северного Кавказа, так и у населения степного Предкавказья, изображали этого красивого зверя и сочинять о нем легенды, исходя из чисто эстетических чувств.
В древнем и раннее средневековом искусстве Евразии часто встречается изображение оленя. Олень один из излюбленных персонажей мифов и легенд.
Образ оленя мог занять видное место в человеческом воображении также и в связи с тем, что это животное служило объектом охоты. Но в палеолитическом искусстве порою очень мало изображений некоторых животных, которые являлись объектами охоты, а с другой стороны, нередко изображались существа, которые не имели реального значения в жизни людей.

Мифический образ оленя возникла еще в палеолите, сам миф сложился, вероятно, в мезолите, если не раньше, и, судя по характеру дошедших до нас обрывков древних верований, являлся частью религиозных воззрений раннеt земледельческих культур эпохи неолита, а в эпоху бронзы он трансформировался, а затем связанные с ним легенды и обряды сохранялись лишь по традиции.

Мифические существа с оленьими рогами
Мифические существа с оленьими рогами:
1- Франция, палеолит;
2- архаическая Греция;
3- кельты, 1 век до х. э.;
4- Дания, около 100 года до х. э.;
5- Северная Италия, 2 тыс. до х. э.

В пещере Регурду (Франция) был раскопан палеолитический культурный слой высотой до 5 метров и обнаруженные в большом числе костные остатки животных представляли собой ритуальные захоронения, среди них абсолютно преобладали кости медведя, на втором месте находился олень. В еврейской традиции олень является одно из почитаемых животных, но на территории Палестины олень никогда не имел особого значения в качестве объекта охоты.
Охота на оленя действительно занимала видное место в жизни людей во времена мезолита и палеолита. Без сомнения тогда и сложился миф, в котором олень фигурирует как объект охоты.
Образ оленя, имел культовое значение, так в эпоху мезолита имела большое хозяйственное значение охота на оленей.

В фантазии людей, представление об оленях, убиваемых охотниками, порождает божественная мать-олениха.
Рогатые животные, в том числе олень, олицетворяли вечно возрождающуюся жизнь. Аргументируется этот вывод тем, что олень иногда изображался в сочетании с ‘древом жизни‘, но оно вовсе не символ ‘вечной жизни‘, а миф ‘мировое дерево‘.
В искусстве древней Месопотамии сюжет терзания оленя хищником аллегорически выражал время начала весенне-полевых работ.

Лось у сибирских народностей считался образом вселенной, лось считался олицетворением не всей вселенной, а ее ‘низа’ – земли и преисподней. Лось или олень, будучи представителем нижнего мира, в то же время связывался с солнцем и небом.

Во Франции, в пещере Трех братьев, есть палеолитическое изображение находящейся в труднодоступном месте глубокой пещеры и расположена на возвышении, доминируя над другими находящимися здесь же изображениями животных, сверхъестественного существа с оленьими рогами, ‘колдун’ или ‘шаман в маске’. Вообще это существо походит больше на животное, чем на человека: положение его туловища почти горизонтальное, а человеческие у него только конечности и борода, а глаза же в виде кружков с точкой в центре.
По археологическим данным, оленьи рога иногда украшали головной убор жреца.
Античная эпоха тоже дает антропоморфные изображения фантастических существ с оленьими рогами, они были отголосками культовых представлений более ранних времен.
В штате Мадхья-Прадеш, (Индия), были открыты палеолитические пещерные росписи, среди которых неоднократно встречается изображение животного с признаками оленя и быка одновременно.
В Северной Европе обнаружены жертвоприношения, сделанные во времена позднего палеолита и мезолита: олени добытые охотой, утоплены в воде. В некоторых случаях жертвоприношения были менее расточительными: в воду бросали не всю тушу оленя, а лишь его голову. Очевидно, божество, которому приносили эти жертвы, считалось находящимся в воде. О том что олень становится жертвой, повествуют многие сказания, а также изображения. Из всего этого следует заключить, что по мифам тех времен олень был жертвой некоего существа, обитавшего в воде.
Изображения сцены охоты на Кавказе
Изображения сцены охоты на Кавказе

В Дагестане на камнях кладки стен построек: встречаются изображения сцен охоты на оленя. Датировать их трудно, потому что время изготовления резного камня не обязательно соответствует времени возведения постройки, в стене которой он находится: при сооружении новых домов использовали архитектурные детали, в том числе резные камни разрушенных старых сооружений, и такое их повторное использование могло иметь место неоднократно.

На изображениях сцены охоты на оленя фигурирует розетка; если это солнце, то оно почему-то является единственным элементом пейзажа, причем показано не натурно, а в виде символа. На одном из рисунков охотник рогат, а олень пожирает змею.
У хеттов образ оленя участвовал в ритуале почитания богини Солнца, на иврите утренняя заря имеет эпитет ‘лань рассвета‘.

В наскальных изображениях Швеции и Италии и на одном из изображений до хеттской Анатолии показано антропоморфное существо с оленьими рогами, толкающее перед собой солнце.
Связи образа оленя с солнцем говорит о значительной давности бытования этого представления, известен и второй элемент мифа: сюжет охоты на оленя некоего сверхъестественного существа, в зверином или человеческом облике.
У древних греков ‘дикий охотник‘ не кто иной, как сам Гадес. В Сибири, и в Европе он выступает как бог грома, а это одна из характеристик древнего владыки преисподней, который совершал грозу, поднимаясь в виде огненного змея в небо.
В сказках западных славян русалки ездят на оленях, погоняемых змеями, а в сибирских мифах за оленихой или лосихой охотится медведь, образы божества земли, владыки преисподней.
Космический конь или лось
Космический конь или лось:
1- Карелия, энеолит;
2- Венгрия, нач. 1 тыс. до х. э.;
3- Сибирь , наскальный рисунок;
4- Малая Азия, 2 тыс. до х. э.;
5- Северная Италия, энеолит;
6- Иран, около 4000 года до х. э.;
7- Троя, 3 тыс. до х. э.;
8- Восточная Сибирь, наскальное изображение.

В Ликий существовал обряд ритуального съедания чужеземцев жрецами, причем людоеды именовались волками, а жертвы – оленями. Приношения оленьих рогов святилищам, северокавказскими горцами, рассматривается как атавизм древнего обряда оленьей жертвы грозному божеству.
У народностей Северо-Западного Кавказа мифический покровитель охоты связан с громом и молнией; уже одно это свидетельствует о его происхождении и носил имя Авсати, Апсат.
К разряду упомянутых форм имени божества охоты восходит и святой Евстахий, который охотился на чудесного оленя и считается патроном охотников, из чего можно заключить, что он бывший бог охоты.

Небесные олени
Небесные олени:
1- Россия, 4 тыс. до х. э.;
2-5 – Триполье Кукутень.

В Германии был обычай в день святого Иоанна стрелять в солнце, поскольку верили, что это будет сопутствовать удаче в охоте.
Есть армянский мифологический мотив об охотнике который хотел стрелой сразить солнце, и нанайскую об охотнике, который ранил солнце стрелой и оно стало клониться к западу.
В американских индейцев есть этот же сюжет, солнце сражено стрелой охотника. Солнце как объект охоты в сказках аборигенов Новой Зеландии.
Сибирская легенда и русская сказка об ‘Олень-золотые рога‘, бога-громовика, сопровождаемого собаками, датируются как весьма древний, миф о том, что солнце перемещается по небу на рогах чудесного оленя за которым гонится божество преисподней, в конец дня настигающее оленя, отчего происходит закат и наступает ночь.
Распространенные в древности у египтян, индийцев и у других народов сказания о том, что на солнце нападает змей, являются позднейшей, усеченной версией более раннего мифа, охота на солнечного оленя кончается успешно для владыки преисподней, а в последующих легендах, наоборот, змей оказывается побежденным.
В индоевропейском культе священной стороной горизонта считалась восточная, молились на восток, покойников укладывали лицом на восток, заход солнца на западной стороне горизонта, зафиксировалось в таком выражении в ‘Текстах пирамид‘: ‘Ра любит запад‘.
Языческие храмы в Европе, на Кавказе, в Индии, Древнем Египте ориентировались алтарем на запад. Египетские тексты называют Осириса, господином запада, греки называли Гадеса богом запада, а ранние христиане считали, что ‘черт находится на западе‘. В Египте западный ветер изображался в виде четырехглавой крылатой змеи. У американских индейцев запад считался ‘страной удачной охоты‘.
Племена, в среде которых первоначально сложилась раннее земледельческая религия, обитали у восточных берегов Средиземного моря, палеолитических племен, обитавших у восточных берегов Атлантического океана. Для тех и других море находилось на западе, Горгоны живут ‘на западе, за океаном‘, в литовских песнях свадьба солнечной девы происходит ‘на западе, за морем‘. В хеттских и древнеиндийских текстах, а также в русских сказках солнце и море взаимно связаны. Но славяне индоевропейцы, и их культовые воззрения были сосредоточены на моменте не захода, а восхода. В результате смешения мифологических концепций произошло странное представление о том, что солнце восходит из моря, что ‘море-океан’ находится на востоке.
Помимо семантической связи запада с морем, основанной на совпадении их положения в пространстве, существовали и другие мотивировки этой связи; хозяин преисподней являлся владыкой моря, а вход в обитель этого существа мыслился находящимся на западе.
Неясным остается, почему олень или лось оказался в рассматриваемой архаической космологии существом, с которым связано солнце, в сказании говорится: ‘Из нутра матери-земли бежит дикий олень Мяндаш… Путь его, путь солнца … Золоторогий олень…‘.
Кельтское божество с оленьими рогами, которое в римских текстах именуется Цернунн, считалось связанным с подземным миром.
Палеолитические изображения полуоленя-полубыка могут быть истолкованы как выражение идеи о том, что олень — существо земли.
В ряде языков оленьи рога, даже сам олень или лось, обозначаются словом, происходящим от названия древесных ветвей: например, русское сохатый ‘олень, лось‘, скифское ‘олень‘ являются параллелью санскритскому ‘сук, ветвь‘, а литовское означает ‘сук, ветвь‘ и ‘олений рог‘, рисунки на которых оленьи рога трактованы в виде растительных форм.
Парные и четырехчастные знаки в символике неолита
Парные и четырехчастные знаки в символике неолита:
1-3- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
4- Украина, 4 тыс. до х. э.;
5- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
6- Сирия, 6 тыс. до х. э.;
7- Иран, 4 тыс. до х. э.;
8,9- Элам, 3 тыс. до х. э.;
10- Румыния, 4 тыс. до х. э.;
11,12- Северная Месопотамия. 3 тыс. до х. э.

Сходства оленьих рогов с ветвями, потому, что олень сбрасывает рога осенью, а новые у него отрастают весной подобно ежегодному возрождению растительности, рога на нем растут подобно деревьям и кустам на земле. На иврите слова, означающие ‘олень‘ и ‘баран‘, одного корня, а баран в древних поверьях считался животным, соотносившимся с земной растительностью.
Есть пример древнего азиатского рисунка, на котором олень имеет треугольное туловище, а треугольник и мог обозначать не только дождевое облако, но и землю.
Завиток, знак земной растительности
Завиток, знак земной растительности:
1,2,4-8- Малая Азия, 6-5 тыс. до х. э.;
3- Югославия, около 5000 года до х. э.

На рисунке изо рта оленя выходит волнистая линия, в которой следует видеть условное изображение ручья, вытекающего из земли, волнистая линия, символ воды и передает мысль о том, что вода вытекает из земли. Следовательно, олень ассоциировался с землей.

Но волнистая линия в древней графике служила также обозначением змеи. Изображения ‘земного существа‘ оленя, изо рта которого течет ручей.
Найденная в России подвеска 4 тыс. до х. э. с изображением оленьей головы представляет небесного оленя, тело которого заменена спиралью или диском, видим связи оленя с небом.
Троичные символы мужского божества
Троичные символы мужского божества:
1- Малая Азия. 7 тыс. до х. э.;
2,3- Древний Крит;
4- Микены, 2 тыс. до х. э.;
5- индейцы Северной Америки;
6- Югославия, 6 тыс. до х. э.;
7,8- Микены, 2 тыс до х. э.;
9- Иран, 4 тыс. до х. э.;
10- Венгрия, 6 тыс. до х. э.;
11- Скандинавия, начало х. э.

На керамике культуры Триполье-Кукутень, условное изображение небесного оленя, эти олени действительно находятся в небе, о чем свидетельствуют сопровождающие их знаки: луна, три точки, символ дождя, гребенка.
Двойные символы бога земли и богини неба, изображение двойного оленя, так бык – символ земли, но в то же время он и луна, владыка подземного мира и он поднимается в небо в виде огненного змея.
В хеттских текстах богиня солнца и в японской сказке солнце-дева прячется в пещере, а в иудейской молитве: ‘Всевышний выводит солнце из его места’, из подземного мира и выходит оно на небо временно, не по своей воле.