Рисунок орнамента, применявшегося в Дагестане для декора архитектурных деталей, плоская двух плановая резьба, изображающая рисунок плетеный.
Он образуется переплетением лент, расположенных в форме кругов, квадратов, ромбов, зигзагов, полос.
Резьба этого типа покрывает фасадные плоскости широких коробок окон и дверей, опорные столбы с характерной трапециевидной капителью, некоторые намогильные стелы.
Резьба 'плетенка' в Дагестане
Резьба ‘плетенка’ в Дагестане:
1- обычный тип оконной рамы в Табасаране;
2- фрагмент резной перегородки в Гидатле.

Орнамент ‘плетенка‘ распространен в ограниченном районе Дагестана. Это прежде всего Табасаран, а также примыкающие к нему Агул и южная часть, в пределах нынешних Табасаранского, Хивского, Агульского, Дахадаевского и Кайтагского районов.
Примеры резьбы ‘плетенка‘ встречаются в Гидатле.
Трудно установить точно, когда появился в Дагестане орнамент ‘плетенка‘.
Резные деревянные столбы мечети с. Рича как будто датируются 12 веком.
Деревянное обрамление ее входного портала покрыто резьбой ‘плетенка‘, если оно было выполнено одновременно со столбами, то, следовательно, тоже относится к 12 веку.
Есть много образцов деревянной резьбы этого стиля, хорошо сохранившихся и имеющих четкие контуры рисунка, они выглядят не очень старыми, а некоторые определенно были выполнены в 19 в. Но встречаются, хотя и редко, детали с орнаментом ‘плетенка‘ крайне ветхие, например, дверь мечети с. Варсит, столбы мечетей с. Кураг, с. Ашты.
Судя по состоянию древесины, им должно быть несколько сот лет. Рисунок резьбы на обрамлении двери мечети с. Варсит такой же, как на двери из с. Рича, относящейся, возможно, к 12 веку.
Можно предположить, что орнамент ‘плетенка‘ появился в Дагестане где-то в пределах 12-15 века. На намогильных стелах того времени его еще нет; орнаментальная резьба ‘плетенка‘ распространилась в декоре намогильных стел, вероятно, лишь в 17-18 века. Она могла быть воспринята для отделки каменных стел, будучи заимствованной из более ранних образцов деревянной резьбы.
Сопоставление рисунков орнамента
Сопоставление рисунков орнамента:
1- намогильная стела 17-18 века в Дагестане (с.Кайтаг):
2- окно церкви, 11 век в Грузии.

Следующее можно сказать с уверенностью:
1) орнамент ‘плетенка‘ появился в Дагестане сразу, в готовом, развитом виде;
2) он был воспринят из Закавказья. Действительно, сопоставление кайтагско-табасаранского архитектурного орнамента с грузинским, а также армянским показывает их большое сходство. Сходные приемы орнаментации ‘плетенкой‘ в Дагестане и в Закавказье проявляются не только в однотипности построения композиции, но и в аналогичности деталей ее рисунка.
Орнамент ‘плетенка‘ был популярен в Византии. Отсюда он распространился на Кавказе, в Европе и в России. Этим можно объяснить удивительное сходство некоторых элементов орнамента на Руси, в Западной Европе и на Северном Кавказе.
Сходные мотивы орнамента 'плетенка'
Сходные мотивы орнамента ‘плетенка’;
1- фрагмент намогильной стелы, Дагестан, 17-18 век;
2- резная плита Софийского собора в Киеве, 11 век;
3- аланский амулет, Северная Осетия, 10 век;
4- фрагмент гипсового рельефа, Ирак, 8 век.

Такой же орнамент ‘плетенка‘, как в Табасаране, Грузии и Армении, можно встретить на средневековых мусульманских постройках в Малой Азии, на территории бывшей Византии.

Композиционные особенности дагестанского архитектурного орнамента те же, на которых основаны и архитектурно-композиционные принципы местного зодчества, простота и асимметрия, свобода расположения элементов, отсутствие ‘метричности‘ и ‘рамочности‘.
Асимметрия и нерегулярность в зодчестве ДагестанаАсимметрия и нерегулярность в зодчестве Дагестана
Асимметрия и нерегулярность в зодчестве Дагестана:
1- стена сарая;
2- мечеть в с. Цнал;
3- деревянная подбалка, с. Башлыкент;
4- постройка в с. Кванада;
5- рисунок на камне, с. Хуштада;
6- намогильная стела в с. Хив, 15 век.

Дагестанский зодчий не видит эстетической ценности в симметрии. Дело в том, что симметрия зачастую бывает нарочитой, ничем, кроме стремления к симметрии, не обусловленной, тогда как естественность является первейший творческий принцип дагестанского зодчества и монументально-декоративного искусства. Симметрия здесь применяется, но не играет роли эстетического канона.
Дагестанскому орнаменту свойственна нерегулярность композиции. В азиатском, как и в европейском ‘классическом’, основанном на античной средиземноморской традиции, декоративном искусстве один из основных композиционных приемов, а именно, расположением на одинаковых расстояниях одинаковых по рисунку и размерам элементов орнамента. В дагестанском орнаменте его элементы не повторяются, будучи различны по рисунку и размерам, а также располагаются на декорируется поле свободно, не связаны между собой ни линиями, ни метрическим ритмом.
Лишь на рубеже перехода к новому времени, в 17-18 веке, мастера-резчики в горном, Внутреннем Дагестане, начинают, не без влияния внешних художественных культур, переходить к регулярным орнаментальным композициям. Показателен в этом отношении резной камень с резьбой переходного типа в аварском селении Мачада.
Резной камень в кладке стены, с. Мачада, Дагестан.
Резной камень в кладке стены, с. Мачада, Дагестан.

Его орнамент еще в значительной мере архаичен; во-первых, в начертаниях рисунков видны рудименты символических знаков, сочетающихся с чисто орнаментальными, не тематическими, фигурами; во-вторых, что еще более показательно, здесь еще сохраняются традиционные композиционные приемы. Последнее выражается в нарушениях симметрии и рамочности при стремлении применить эти новые для мастера композиционные приемы.
Рисунок состоит из пяти частей, и все они разные, существуют каждая как бы сама по себе. Рисунок обведен линией, долженствующей образовать рамку, но линия эта обходит его лишь с трех сторон и обрывается на четвертой. Поле разбито на участки не регулярно; справа отсечен прямоугольный участок, в результате чего остается квадрат; напрашивается разделение этого квадрата на четыре равные и взаимно симметрические части, но это не сделано. Фигура на правом участке как будто рамочная, но лишь на первый взгляд: в действительности она представляет собой не рамку, а две вертикальные полосы с вставками между ними вверху и внизу. Правая верхняя розетка расчерчена не диаметральными, а радиальными линиями, делящий диск на секторы разной величины и взаимно не симметричные. Левая нижняя розетка показательно несимметрична; мастер явно стремился начертать фигуру в новой для него манере, но в его почерке видно, что рука не привыкла к регулярным геометрическим построениям. Асимметричность, нерегулярность, свобода расположения элементов были свойственны неолитическому искусству Европы и Передней Азии. (рис. 413).
По этим композиционным признакам декоративное искусство Дагестана сопоставляется с искусством раннее земледельческих культур.
Нерегулярные орнаментальные композиции неолита
Нерегулярные орнаментальные композиции неолита:
1- Ирландия;
2- Центральная Европа;
3- Франция;
4- Румыния;
5-8- Малая Азия.

Таким образом, в стиле архитектурного орнамента Дагестана проявляются два разных истока: техника его выполнения относится к художественным традициям древних индоевропейцев, тогда как в принципах композиции продолжается почти повсеместно угасшая линия, восходящая к эстетике иного культурного пласта, к духовному миру земледельцев эпохи неолита. Декоративное искусство Дагестана композиционно действительно представляет собой последний феномен эстетики неолита. Наиболее яркие примеры этой эстетики, искусство культуры Триполье-Кукутень и искусство Древнего Крита. Но присуще было искусство такого характера и остальным раннее земледельческим культурам.
В Европе и на Кавказе с наступлением эпохи бронзы, а в Передней Азии несколько раньше, со времени энеолита, композиционные принципы декоративного искусства изменились. Орнамент утратил пластичность и непринужденность, стал более ‘правильным’, регулярным, уравновешенным, композиционно более однообразным, суховатым. Если такие изменения в искусстве Передней Азии можно объяснить установившимся здесь режимом тирании догматизма, то в Европе их следует отнести за счет иных факторов. Орнамент племен древнеямной культуры, индоевропейцев, обладает некоторыми примечательными особенностями, а именно: в рисунке – однообразием, в композиции – регулярностью, в технике – применением штампов. Носители более высоких раннее земледельческих культур не додумались до регулярной организации композиции и до применения штампованного орнамента. По-видимому, индоевропейские племена отличались от раннее земледельческих особенностями этнической психологии: первым была свойственна рассудочность, тогда как вторым – эмоциональность. Склонность европейцев к рационализму проявляется даже в такой, казалось бы, далекой от рационализма, области творчества, как поэзия: европейская поэзия, в том числе и народная, явившаяся базой для письменной, характерна четкой метрической структурой и рифмой и созвучиями окончаний определенных ритмических отрезков; в такой манере композиции стиха сказалась интуитивная склонность психики его создателей к четкости и системе.