ОСИРИС

Сложен образ Осириса, весьма почитавшегося в Древнем Египте. Его имя одно из наиболее часто упоминаемых в «Текстах пирамид«. Он считался братом Сета. Сет убил Осириса, чтобы завладеть Египтом, но стараниями Исиды Осирис воскрес.
По некоторым признакам, Осирис является богом земли. Об этом свидетельствует следующий текст, относящийся к данному божеству: «Если копают каналы или строят храмы, дома, влекут памятники, обрабатывают поля, все это на тебе, на спине твоей«.
Осирис изображался в виде лежащей человеческой фигуры, из которой растут злаки, он идентифицировался с Секером и Пта, имел титул «Великий черный«, связан с луной, считался владыкой загробного мира. Осириса называли богом смерти и его изображали в сопровождении виселицы, ему приносили человеческие жертвы путем повешения.
Другой аспект образа Осириса состоит в том, что он считался сыном бога земли и богини неба. Наряду с титулом «Великий черный«, Осирис имел также титул «Великий зеленый«, изображался в виде человека с зеленой кожей, назывался «владыкой виноградной лозы» и «душой хлеба«. Он характеризует себя как: «Я живу как зерно, я расту как зерно, я — ячмень» и по этим признакам Осирис, дух растительности.
Осирис иногда представлялся в образе барана, существа, символически олицетворявшего земную растительность, отождествлялся с богом-бараном Амоном.
В образе Осириса совместились представления о неолитических божествах земли и растительности. В эпоху неолита, судя по многим примерам графической символики, они были близки, так как знак растительности часто выражает понятие ‘земля‘. Тем не менее, образ умирающего и воскресающего бога растительности не совмещается с образом грозного и могучего Черного бога, лишь засыпавшего на время зимы.
Но даже если бы образ Осириса, был зафиксирован в письменных источниках в таком виде.  Нельзя ожидать чёткости и логичности в древних мифах. Например, египтян, видимо, не смущало то, что Осирис считался отцом, братом, мужем и сыном Исиды, а также сыном их сына Гора.

АТТИС

ХАТИ

Миф об Аттисе содержит странные детали, но в общем он соответствует другим древним ближневосточным мифам об умирающем и воскресающем боге. Его скорбящая возлюбленная Кибела ищет его тело, так же как Исида — Осириса, Анат — Баала. Может быть, и в неолитических мифах Великая богиня, мать божества произрастания, была одновременно его возлюбленной, но может быть здесь мы имеем особый вариант мифа, в котором умирающим и воскресающим богом является не божество произрастания, а сам бог земли.
Так же как Осирис и Баал, Аттис предстает в мифе не столько олицетворением растительности, сколько богом земли.
У греков Аттис считался хранителем могилы. Его эмблемой был полумесяц. Ему в жертву приносили козлов.
Возможно, фонетическим вариантом имени Аттиса является имя хеттского божества Хати. О нем почти ничего не известно, но у хеттов Хати считался богом грозы и мужем богини солнца, а в германских сказаниях мифический волк носит имя Хати.
ДИОНИС

, ВАКХ

(Оместес)
Древнегреческий Дионис или Вакх, как и древнеегипетский Осирис, обладает чертами ‘бога земли, и духа растительности‘. Посвященные ему празднества, дионисии, проводились в сроки, соответствующие нынешним Рождеству и масленице, которые в язычестве знаменовали засыпание и пробуждение бога земли, а также в конце марта — начале апреля, что соответствует Пасхе, празднованию воскрешения божества растительности. Он считался сыном Зевса; относившиеся к нему эпитеты характеризуют его как олицетворение плодов земли. Но с другой стороны, он изображался быком, ему был посвящен черный козел, он считался божеством луны, его атрибутами были не только виноград, но также змеи. Как и Осирис, он считался покровителем умерших.
В античное время Дионис или Вакх уже понимался лишь преимущественно как бог вина и разнузданного веселья. Дионисии сопровождались не только шумным весельем, потреблением вина, песнопениями и танцами, но также возжжением огней, поминанием умерших, чествованием фалла, а это элементы культа Черного бога. Дионис или Вакх считался божеством не только вина, но также небесной и земной влаги. Его прозвище — Оместес, что значит ‘поедающий сырое мясо‘, в архаическое время ему приносили кровавые жертвы. У западных славян центральной фигурой карнавальных шествий был персонаж по имени Бахус.