Процесс утраты рыцарского звания можно последовательно рассмотреть следующие этапы:

  • Причины лишения рыцарского звания.

  • Церемониал лишения рыцарского звания.

Причины лишения рыцарского звания

Вплоть до XII века когда рыцарство достигло своего расцвета, хроники не содержат никакого описания церемонии лишения звания, которой бы подвергся какой-нибудь известный рыцарь (подобные случаи являлись большой редкостью).

Оступившийся рыцарь, гражданский покойникКонечно, подобное происходило не по причине высокой нравственности рыцарей.

В то время мужчины были жестокими, и если христианство заставило их преклонить колени, то и тогда они тем не менее все же поднимались, чтобы совершать дурные поступки.

Если публичные церемонии лишения рыцаря его звания оказывались немногочисленными, то исключительно лишь потому, что их нежелательно было предавать огласке.
Так поразмышляем же над этим вопросом. По мнению своих товарищей по оружию, рыцарь заслуживал лишения своего рыцарского звания из-за неблаговидного поступка или вследствие предвзятого мнения.

Вероятнее всего, что рыцаря чаще всего упрекали в вероломстве (нарушение вассальной клятвы), когда он переходил из одного лагеря в другой.

Полагаем, что никогда в рыцарском сословии, не только в европейском масштабе, но даже в пределах одной провинции, не существовало единства по вопросу отказа человеку в ношении этого звания из-за подобной причины.

Того, кого одни считали предателем и изменником, их противники по-прежнему считали рыцарем.

Легендарный
Ганелон

, если б только ему удалось избежать мести
Карла Великого

и сумей он объединить врагов великого императора, всегда считался бы басками доблестным и верным рыцарем.

Суровому ритуалу лишения звания мог подвергнуться лишь тот, кто остался в руках людей, которых он предал, однако чаще всего измена раскрывалась, когда перебежчик находился уже в лагере противника.

Возможно, однако, единодушному осуждению подвергался человек, отрекшийся от христианской веры, чтобы перейти на службу к сарацинам,
ренегат

.

Но ведь когда отступничество становилось очевидным, ренегат целый и невредимый находился в стане последователей учения Магомета.

Также большинство случаев лишения рыцарского звания, являвшихся, однако, чрезвычайно редкими, могли представлять собой политическую месть людям, оступившимся или оказавшимся невезучими.
Тем не менее выходит, что неписаный
рыцарский кодекс

все-таки предусматривал утрату рыцарского звания.

Такой процедуре подвергался рыцарь, постоянно нарушавший законы своего сословия.

Как мы видели, эти законы касались всех сторон жизни — религиозной, общественной и личной — человека, посвящаемого в рыцари.

Поэтому надо было быть человеком без страха и упрека, чтобы стать рыцарем, не уклонявшимся от выполнения своего долга, так как рыцарство являлось неразрывно связанным с войной и феодализмом, основными причинами лишения рыцарского звания, помимо
вероотступничества

, были
предательство в бою и измена сюзерену

.

Церемониал лишения рыцарского звания

Так же как и ритуал посвящения в рыцари, ритуал исключения из рыцарских рядов за те семь веков, что существовал данный институт, постепенно изменялся.

Можно предположить, что на заре эпохи рыцарства мужчина, нарушавший законы данного братства, просто отдавал свой меч, что означало его автоматическое исключение.

Вручение рыцарского снаряжения и меча лежало в основе одного из древнейших ритуалов принятия в рыцари.

Таким образом, меч символизировал собой ‘знак’ рыцаря, отнятие которого лишало мужчину его исключительного статуса.

Кроме того, нет никакого сомнения в том, что такое разоружение провинившегося рыцаря должно было происходить согласно некоему церемониалу, во время которого меч ломали (как это делали позже со шпагой разжалованного офицера).
Постепенно к примитивному и не лишенному определенного величия ритуалу добавились некоторые черты, отражавшие изменения, произошедшие в церемонии посвящения.

Воин, ставший рыцарем, превращался по сути дела во всадника.

Потеря им этого звания, таким образом, будет сводиться к запрету ему пользоваться лошадью, а также символически коснется того, что являлось самой характерной деталью в снаряжении рыцаря: шпор.
В XII в. изгнание из рыцарских рядов состояло из двух основных актов:

  • Уничтожение оружия.

  • Отсечение шпор.

Уничтожение оружия.

Рыцаря, которого его товарищи по оружию сочли недостойным ношения этого звания, приводили с некой траурной пышностью на публичное место во дворе замка, где в свое время могла бы состояться церемония посвящения.

Иногда, чтобы зримо подчеркнуть позор приговоренного рыцаря, помост для его наказания украшала навозная куча. Приговоренный воин был во всеоружии, как на поле боя.
На помосте с провинившегося рыцаря первым делом снимали меч, а затем щит, шлем и кольчугу.

Эти предметы вооружения, брошенные перед ним, били железной палицей, пока они не становились абсолютно непригодными.

Никто из воинов, и особенно сам человек, лишенный рыцарского звания, впредь не мог бы использовать это оружие (щит с того времени, когда на нем стали изображать рыцарские гербы, подвергали особенно позорной процедуре).

Отсечение шпор.

Проводивший церемонию человек (сеньор осужденного рыцаря) оставлял разоруженному шпоры, которые отсекались ударом топора на уровне каблуков, а затем также ломались вместе с вооружением.

Отныне оступившийся рыцарь был никем — и даже не сервом; человек без имени, потерявший родных и друзей, он становился гражданским покойником.

Оступившийся рыцарь, гражданский покойникСмерть приходит ко всем, но та, что следовала чаще всего за процедурой лишения рыцарского звания, в некотором роде избавляла человека, отвергнутого своими, всеми презираемого, от жизни, которая грозила стать невыносимой.