АгнецСогласно иудейской традиции, еврейское ‘Пасха‘ происходит от ‘пропускать‘.
В книге «Исход» сказано, что когда бог вознамерился поразить первенцев у египтян, он велел евреям пометить свои дома, чтобы он мог отличить их от египетских. Не говоря уже о том, что этот эпизод предстает как рудимент наивно-первобытных представлений о Боге, он вообще представляет собой незначительную деталь эпоса об Исходе. Не могла эта деталь дать название празднованию освобождения от рабства. Показательно, что у евреев есть и другие названия этого праздника: «праздник опресноков«, «время нашей свободы«.
Слово ‘Пасха‘ обозначает также жертвенного барашка. Не здесь ли следует искать источник названия ритуала? Соответствующее место в Священном писании изложено так: бог велит евреям есть агнца с опресноками и сообщает, что в эту ночь он поразит дома египтян, минуя дома евреев. Моисей велит: «Заколите пасху«, а в уста Бога вложены слова: «Вот устав пасхи: никакой иноплеменник не должен есть ее… В одном доме только должно есть ее, не выносите мяса из дома и кости ее не сокрушайте«; здесь же говорится о том, что мясо жертвенного агнца нельзя варить, его следует испечь на огне, а внутренности и прочие отходы сжечь. Из всего этого следует, что Пасха это принесение агнца в жертву богу, воплощавшемуся в огне.
У адыгских народностей Западного Кавказа есть легенда о том, что их предки некогда жили в стране Псху.
В Абхазии есть село Псху, близ конусообразной скалы, которая считается святыней. Обычай запрещает охотиться в этой местности на диких коз. Согласно легенде, в мифической «стране Псху» все сделано из камня и там когда-то жил народ великанов. Козы, камень, великаны — все это связывается с представлением о боге преисподней. Надо полагать, что данная местность в Абхазии стала считаться священной и получила название Псху благодаря конусообразной скале, ассоциировавшейся с местопребыванием бога преисподней.
Предки абхазцев, как и других адыгских народностей, пришли на Кавказ из региона, расположенного к югу от Кавказа. Оттуда они принесли легенду о стране Псху и название этой страны. Оттуда же, надо полагать, это слово попало к до семитским населению Ханаана, а затем, через ханаанеев, к израильтянам. Еврейский праздник Пасхи посвящен исходу из Египта, но живя среди ханаанеев, евреи восприняли у них некоторые атрибуты весеннего празднования воскресения сына божьего, также празднование по случаю выхода из находящейся в подземелье страны, носящей такое же название.