Права рыцаря

Рыцарь — долгое время рыцарство было личным (не передающимся по наследству) теоретически
не обладал никаким правом, ни одной особой привилегией, возносившей его над другими представителями воинского класса.
Однако это равенство было лишь видимостью.
Фактически рыцарь почти всегда занимал пост военачальника (невысокого ранга) с двумя или тремя слугами, двумя или тремя оруженосцами.
Исключительной привилегией рыцарей иметь герб (знак позволявший узнать командира среди сражающихся, лица которых были закрыты).
Это ограничение на право обладать гербом появилось, когда хартии стали скрепляться печатью.
Права и обязанности рыцаря

Лишь рыцари могли украшать печать своимгеральдическим знаком (blason).Оруженосцы использовали простую печатку (signet), но после посвящения и становления рыцарем, акты ему надлежало скреплять гербовой печатью.Но данная ривилегия рыцарей, исчезнувшая, когда этот социальный институт объединился со знатью, и ставшая собственностью последней, произошла не от рыцарского звания, а первоначально принадлежала командиру небольшого тряда, ведшего в рукопашный бой тяжеловооруженных воинов.Кроме того, некоторые из прав, которые, как можно было бы полагать, являлись собственностью рыцарства, на самом деле были ему дарованы.Рыцаря XII века отличало от современников только нравственное право.

Обязанности рыцаря

В день своего посвящения, обратившись к Богу, рыцарь поклялся уважатьрыцарский кодекс (свод религиозных и светских неписаных правил).Никогда рыцарский кодекс не был сформулирован, поэтому любой человек, изучавший рыцарство, формулирует его заповеди по своему усмотрению.Согласно Большой хронике Бельгии (XV век) во время коронованияВильгельма графа Голландского, ставшего Римским королем (главой Священной Римской империи) в Ахене в 1247 году, этот кодекс включал в себя четыре положения:

  • ежедневная месса;
  • возможная жертва своей жизнью во имя веры;
  • защита Церкви;
  • защита вдов, сирот и немощных.

В период упадка института рыцарства в 1330 году епископ Камбре определил рыцарские обязанности восемью заповедями:

  • ежедневная месса, которую следовало выслушивать натощак;
  • возможная жертва своей жизнью во имя веры;
  • покровительство вдовам и сиротам;
  • неучастие в любой несправедливой войне;
  • отказ помогать в несправедливых делах и, наоборот, защита невинно угнетаемых;
  • неизменное смирение;
  • охрана имущества своих подданных;
  • верность своему монарху (рыцарь был связан узами, сохранившимися от феодальной системы, с сюзереном).

Леон Готье в своем ‘Рыцарств’ считал, что рыцарских заповедей было десять.I.Верь всему, чему учит Церковь, и соблюдай все ее заповеди.II.Защищай Церковь.III.Выказывай уважение всем немощным и стань их защитником.IV.Возлюби страну, где родился. (Эта заповедь является «изобретением» Леона Готье. Средневековье не знало патриотизма в современном понимании.

Рыцарь

  • XII в., если не владел землей, был верен своему военачальнику или понятие ‘родина’ воплощалось для него в личности короля).
  • V.Не отступи перед неприятелем.
  • VI.Сражайся с неверными без роздыху и пощады. (Несущественная заповедь: война против сарацин не являлась главной целью рыцарства.)
  • VII.В точности исполняй свои феодальные обязательства, если они не противоречат закону Божьему. (Рыцарь Средневековья не был человеком, непременно связанным своими феодальными обязанностями. Эта заповедь, таким образом, обращена не к рыцарю, а к воину, соблюдения данной заповеди, находится за границами самого рассматриваемого вопроса: в обществе, живущем единой христианской верой, феодальное право, противоречащее ей, было немыслимо).
  • VIII.Не солги и будь верным данному слову.IX.Будь щедрым и оказывай всем милости. (Материальной благотворительности, это первая заповедь, внушаемая Церковью).
  • X.Везде и всегда будь поборником Права и Добра и борись с несправедливостью и злом.

 

Гюстав Коэн в своей ‘Истории рыцарства в средневековой Франции‘ постарался изложить рыцарский кодекс в общих чертах и свел его к основным принципам:

  • — повиновение Церкви и забота о ней;
  • уважение ко всем и верность своим предводителям;
  • — щедрость по отношению к беднякам;
  • — смелость и сострадание в бою;
  • — помощь и содействие слабым.

 

Список заповедей рыцарства и принципы, которые вдохнули жизнь в древний рыцарский орден, нам представляются просто состоящими из трех видов:

  • 1. Религиозные обязательства.
  • 2. Мирские обязательства.
  • 3. Личные обязательства.

Религиозные обязательства.

Нет нужды долго распространяться о религиозных обязательствах рыцаря.Он должен подчиняться всему, чему учит и что предписывает Церковь.Будучи человеком военным, рыцарь должен, в частности, обеспечивать каждый раз, когда это потребуется, защиту ее служителей и имущества.Человеку физически сильному, ему также следовало оказывать немощным и беднякам ту нравственную и материальную помощь, которую требует Церковь.

Мирские обязательства.

Мирские обязательства рыцаря проистекали из занимаемого им в средневековом мире положения.Воину, не имевшему фьефа, следовало сохранять верность своему военачальнику.Вассалу надлежало старательно выполнять свои феодальные обязанности.Если же рыцарь являлся сюзереном, то должен был осуществлять свои права по отношению к вассалам со всей справедливостью и добротой. Человеку, принявшему рыцарское посвящение, следовало выполнять все свои сословные обязанности.Личные обязательства.

По отношению к самому себе у рыцаря имелось только одно, но, пожалуй, самое тяжелое, обязательство: всегда быть верным себе и добровольно данной им клятве.‘Моя душа принадлежит Богу, жизнь — королю, а честь — мне’.В этой краткой формуле находим три принципа основы рыцарства.В день своего посвящения оруженосец публично клялся быть верным этим трем принципам рыцарского кодекса.А именно при совершении самой церемонии, происходившей в мирное время и посреди торжественных и помпезных праздников согласно существовавшему ритуалу, будущий рыцарь клялся, положив руки на Евангелие, произнося условия этого торжественного обещания, сводившиеся, в конце концов, к одной фразе, которую находим в понтификалии епископа Гильома Дюрана:

Esto miles pacificus, strenuus, fidelis et Deo devotus.(Будь рыцарем миролюбивым, отважным, верным и преданным Богу).

Юноша, выходец из воинского сословия, пройдя суровое обучение, в ходе великолепной церемонии, где присутствовал его государь, или в простом убранстве домашнего торжества, становился рыцарем.Сопоставляя рыцарский идеал с самыми банальными повседневными требованиями жизни, этот молодой рыцарь очень быстро постигал, какая глубокая пропасть разделяет мечту и реальность.Ему предстояло встретить на своем пути неудачи, перенести личные поражения, испытать разочарования.Могло статься, что однажды он окончательно утрачивал свои юношеские мечты.