На символах птица помещена в
овал

или в
зубчатый диск

, она представляла небо.
В геральдических композициях изображались с
розетками

(символами богини неба и на крыльях).
Триада со знаком воды
Триада со знаком воды:
1- Шумер;
2- Греция, 8 век до х. э.;
3- рельеф на фасаде грузинских и армянских церквей, 13 век;
4- Дагестан.

У народов всего мира, вплоть до аборигенов Австралии, птицы считались божественными существами.

‘Бог неба обитает в небесной области, и поэтому какой же образ может более подходить к нему и его посланникам, как не образ птицы’.

Символом греко-римского бога неба
Зевса

или
Юпитера

была птица.
У литовцев
апрель

был посвящен богине
Мильде

, а у римлян
май

был посвящен
Майе

; в древнем литовском календаре апрель и май обозначались схематическим
изображением птицы

.
В Дагестане есть средневековое изображение птицы с женскими грудями.
Геральдическое изображение птицы
Геральдическое изображение птицы:
1- изображение птицы, Урал;
2- рисунок на резном камне, Ингушетия;
3- рельеф на надгробии 11-12 век, Дагестан;
4- Киевская Русь, 11-12 век;
5- Малая Азия, 8 тыс. до х. э.

В неолит от Европы до Индии много символов, изображений
полу женщины – полу птицы

.
Богиня-птица была богиней неба, ‘госпожа неба‘.
Шумерское божество
Анзуд

или
Им-Дугуд

, воплощавшее одновременно доброе и злое начала, представлялось птицей.
В мифах, сказках и поверьях запечатлен образ богини-птицы.
У германской
фрейи

была
пернатая сорочка

, надевая которую она превращалась в птицу.
В индийских сказаниях
небесные девы

сочетали свой человеческий облик
с птичьими формами

.
У урартов
атрибутом бога были рога, богини — крылья

.
В хеттских ритуалах
крыло — обычный аксессуар жрицы

.

Два пера

— деталь племенных штандартов до династического Египта.
Во времена фараонов два пера изображались на голове различных египетских божеств, представляя собой знак святости.
Это был и знак почета, ибо его держат в руке сановники, приближаясь к фараону.

Два пера

в символике Древнего Египта можно истолковать как один из многообразных двойных
символов богини неба

.
Немецкая
Перхта

(богиня-пряха), представлялась, имеющей
гусиные лапы

.
С крыльями и птичьими лапами изображалась
Иштар

.
У ранних христиан богоматерь представлялась крылатой.
Шумерская богиня неба
Инанна

изображалась крылатой.
Древнеегипетская богиня неба
Нут

тоже представлялась крылатой.
Древнегреческие богини (
Артемида, Ника, Афина, Афродита

) нередко изображались с крыльями, хотя вообще греки не представляли себе своих богов крылатыми.
Павсаний признается, что не понимает, почему
Артемида

должна иметь крылья; надо полагать, что она у догреческого населения страны была
богиней-птицей

.
Среди найденных женских статуэток культуры Триполье-Кукутень есть крылатые.
Если богиня — кормящая мать и в то же время птица, то понятно дошедшее до нашего времени странное выражение ‘птичье молоко‘.
Иероглифом древнеегипетских богинь
Мут

и
Нехе-бит

было изображение
грифа

и имел значение ‘мать‘, всеобщей матерью, дающей жизнь, и демоном, поедающим умерших подобно грифу.
На стенах неолитических святилищ
Чатал-Гуюка

имеются изображения грифов, терзающих людей.

Гриф

явно потому и стал олицетворением богини, что
питается мертвечиной

.

Горгона

или
Медуза

ассоциировалась с хищной птицей: ведь это чудовище античного времени есть не что иное, как более древняя Великая богиня, ‘госпожа неба‘.
В сказках дальневосточных народов, говорится о
птице-людоеде

и
огненном змее-людоеде

.
Можно полагать, что на основе представлений о Великой богине как о существе кровожадном, а также с учетом представлений о ней как о птице и возник обычай отдавать тела умерших на съедение птицам, чтобы богиня, насытившись, не искала новых жертв.
В древнегреческой традиции
демон смерти

представляется
полу женщиной – полу птицей

.
В поверьях разных народов птица, пользуясь почитанием, в то же время считалась демоническим существом.
В Румынии существовало поверье о неких ‘бабах‘, злых существах, представлявшихся птицами.
У славян
Навь

— зловещее существо женского пола с птичьим обликом.

Богиня-птица

и
богиня-рыба

представляются двумя разными божествами неолитической религии.
Птицы пользовалась почитанием у разных народов с древних времен.
Мифический образ птицы, восходящая к палеолитической традиции, существовала и в эпоху бронзы.
С культом богини неба, связано поверье о том, что души умерших вселяются в птиц.
Крестообразные изображения птицы
Крестообразные изображения птицы:
1,2- Сибирь, верхний палеолит;
3- Грузия, эпоха бронзы;
4- Грузия, эпоха бронзы;
5- скифы;
6- бронза;
7- Эллада, 4 тыс. до х. э.;
8- Урал, начало 20 века.

На шумерских печатях встречаются изображения птицы, которой поклоняются люди и животные.
Одной из птиц, соотносившихся с богиней, была
кукушка

.
Поэтому в греческих поверьях кукушка — существо, предвещающее смерть, ведущее в загробный мир, и напротив в Индии и Японии
кукушка — символ любви

, а племен майя священная птица называется кики.
Польская Живье, она же Зива балтийских славян, почитавшаяся как ‘высочайшая владычица вселенной‘, могла, согласно поверьям, принимать облик кукушки.
В России в весеннем обряде похорон женского чучела последнее иногда называлось «кукушкой», он проводился в мае, и участвовали в нем только женщины.
Иудейские предписания отмечают кукушку в числе ‘нечистых’ птиц, которых запрещается употреблять в пищу.
Английское слово ‘кукушка‘ имеет также значение ‘не в своем уме, сумасшедший‘, что богиня, представлявшаяся в обличье
кукушки

, считалась безумной.
Некоторые черты мифологический образ
кукушки

свидетельствуют, что представляемая ею богиня состояла в связи с богом преисподней.
Например, кукушке приписывались такие черты последнего, как
вещий дар

,
мудрость

,
долгожительства

,
способность исцелять

; она считалась
вестницей беды и смерти

, связывалась с
богатством

; в одной старой эстонской поэме говорится о том, что кукушка ‘кукует’
золото

,
серебро

.

Аист

считался священной птицей, видимо, потому, что он
белый

; аист ‘даровал‘ детей, а это — функция богини.
Еврейское название аиста ‘благочестие‘ и ‘мерзость‘.
У евреев
лебедь

считается существом
нечистым, и его мясо не употребляют в пищу

.
Богиню представлял также лебедь — надо полагать, потому, что у него ‘змеиная‘ шея, а также вследствие его
белого цвета

.
Женское божество в образе птицы
Женское божество в образе птицы:
1,2- Юго-Восточная Европа, 5 тыс. до х. э.;
3- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
4- Египет, около 3000 года до х. э.;
5- Древний Крит;
6- Древний Египет.

У русских были сказания о
девах-лебедях

и существовало поверье, что эта птица была прежде женщиной.
Поскольку образ лебедя был связан с понятием религии, со временем отвергнутой, в народе смешалось его почитание с мнением о нем как о существе нечистом.
Одной из птиц связывавшихся с образом богини, был
голубь

— по-видимому, первоначально лишь белый.
У греков
белые голуби

были посвящены
Афродите

.
В традициях христианства, знак души праведника в виде
белого голубя

.

Голубь

считался воплощением
Иштар

в Месопотамии, фигурки голубей сопровождают изображения богини на Крите.
В основе древнего поверья, по которому душа умершего воплощается в голубя, лежит представление о том что умерший отправился к богине неба.
Но умерший мог быть взят и богом земли; поэтому, как зафиксировано в поверьях одного африканского племени, души умерших вселяются в мышей и голубей.
В русском и персидском языке слово
голубь

родственно слову
голубой

, которым обозначается цвет неба, что данная птица символ богини неба, произошло от синего отливу шейных перьев голубя.
Голубь в христианстве служит символом святого духа, в искусстве Древнего Крита сопровождает изображения богини или ее символы, а в индийских и русских сказаниях связан с огнем.

Сова

ассоциировалась с
Великой богиней

и
Великим богом

, потому, что ее два больших круглых глаза напоминают символ двойного неба, знаком –
два диска

, она считалась вестницей и добра, и зла.

‘Мы, конечно, не знаем, что думал древний охотник 17 тысяч лет тому назад, нарисовавший сову в пещере’.

В Древней Греции
ласточка

была посвящена, богиней неба,
Афродите

.
В древнеегипетской мифологии
Исида

принимает вид ласточки.
Считалась
источником смерти

, возникло поверье о том, что если ласточка залетит в дом, это к смерти.

Связь мужских образов с птицей:
1- Западная Сибирь, эпоха бронзы;
2- Франция, палеолит;
3- Испания, палеолит.

Орел

– символ бога земли в виде птицы возник в связи с представлением о том, что он мог подниматься в небо и соотносились с богом преисподней.