В памятниках древних культур Европы, Передней Азии и Кавказа есть также графемы, обычно
звездообразные

(с 5, 6, 8, 9) одинаковыми элементами (сакрализация числа 7, считавшегося священным у древних семитов, не имеет места в графической символике рассматриваемого круга).
Пятиконечная звезда в древности
Пятиконечная звезда в древности:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2- Шумеры, 4 тыс. до х. э.;
3- Крит, 3 тыс. до х. э.;
4- Троя, 2 тыс. до х. э.;
5- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
6- Египет, 4 тыс. до х. э.;
7- Северная Месопотамия, 3 тыс. до х. э.;
8- Иран, неолит;
9- Египет, неолит.

Одним из распространенных в древности символов была
пятиконечная звезда

возникшая в весьма древние времена.
Очертания пятиконечной звезды несколько напоминают
силуэт геральдической фигуры птицы

.
Геральдические изображения орла
Геральдические изображения орла:
1- Центральная Европа, неолит;
2- Троя, 2 тыс. до х. э.;
3- Америка;
4- Иран, 4 тыс. до х. э.;
5- эмблема на современном монументе, Ереван.

Пятиконечная звезда происходит от изображения
птицы

.
Но хотя такая гипотеза представляется соблазнительной, от нее приходится отказаться, потому что в 7 тыс. до х. э. в Малой Азии, где впервые появился этот символ, не было изображений птиц, которые можно было бы рассматривать как его прообраз.
Многочисленные пятиугольные композиции свидетельствуют о том, что в генезисе
пять лучей

, звезды играло роль какое-то специфическое значение, которое приписывалось
пятерке

.

Числу 5 придавалось сакральное, мистические значение в поверьях разных народов.

Так,
кельтские жрецы

подбрасывали и ловили рукой
пять камней

с целью гадания; обычаи этот был не только у кельтов, судя по тому, что в России до сих пор существует детская игра подобного рода.

По сообщению русской летописи, в 11 веке в Киеве некий волхв предсказывал конец мира через 5 лет; по его словам, ему поведали 5 богов.

Пяти частные символы
Пяти частные символы:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2,4,5- Троя, 3 тыс. до х. э.;
3- Грузия, 7 век;
6- Испания, 2 тыс. до х. э.;
7- Чехословакия, 5 тыс. до х. э.;
8- Закавказье, 3 тыс. до х. э.;
9- Венгрия. 8 век до х. э.;
10- Иран, 3 тыс. до х. э.;
11- Троя;
12- олимпийская эмблема.

Пифагорейцы считали число 5 священным и избрали пятиконечную звезду.
Древнейшие (относящиеся к эпохе неолита) примеры пятиконечной звезды известны в Малой Азии и в Иране, Месопотамии, на Крите.
За пределами территории раннее земледельческих культур пятиконечная звезда встречается сравнительно редко, по все же встречается.
Так, она была известна в качестве почитаемой эмблемы японцам и американским индейцам.
Из Восточного Средиземноморья этот знак попал, видимо, в связи с греческой колонизацией в Крым, где известен среди памятников Херсонеса.
На одном из северо-осетинских предметов
пятиконечная звезда сочетается с крестом

, это
символом солнца или земли

, на другом скомпонована с
зубцами

, символизировавшими
солнечные лучи

или
дождевые облака

, на третьем, снабжена
спиральными придатками

, которые в эпоху бронзы являлись аксессуаром солнечных символов, а в символике неолита обозначали
растительность

.
Пятиконечная графема возникла в раннее земледельческих культурах и применялась в последующие эпохи.
Две почти одинаковые
эмблемы солнца

, в середине одной из которых помещена пяти лучевая звезда, а в другой, свастический знак, возможно, представляют эти символы как тождественные.
Конечно, особенно полагаться на символику бурятского орнамента нельзя, так как соответствующая эмблема, является у бурят заимствованной, да и нельзя надеяться, что смысл древней символики был известен шаманам 19-20 век.
Но аналогичные сопоставления можно сделать и на первичных материалах культур, применявших солярную символику.
Пятиконечные солярные символы
Пятиконечные солярные символы:
1,2- элементы бурятского орнамента;
3- горная Грузия;
4-6- Северная Осетия, 2-1 тыс. до х. э.

Эпоха бронзы и последующее время дают разнообразные варианты пятиконечных символов.
Они могут рассматриваться с позиций солнечного культа, но явно представляют собой наследие эпохи неолита.

В памятниках неолита пятиконечных композиции состоят из пяти знаков неба, земли, дождя, посева, растительности.

На одном из неолитических рисунков,
пять знаков змеи

(которая считалась воплощением бога земли) окружают
знак бабочки

(служивший одной из эмблем богини неба).
Другие многоэлементные символы (двойные, тройные, четырехкратные) тоже состоят из знаков богини неба, или бога земли, или божества растительности.
Но характер этих композиций, некоторые черты древних мифов и особенности старинных обрядов дают возможность соотносить эти символы преимущественно с теми или иными определенными божествами.
Так, четырех кратность связывается, главным образом, с богом земли, пяти частные же символы соотносятся, как правило, с богиней неба.

Пятиконечная звезда представляется состоящей из пяти треугольников — знаков облака.

На некоторых композициях неолитического времени пять знаков облака сочетаются со знаками земли, из чего можно заключить, что такие идеограммы символизируют воздействие пяти состояний неба на состояние земли.
Любопытен в этом отношении рисунок на котором пять знаков земной растительности перемежаются с пятью разными значками, которые, быть может, выражают идею о
пяти состояниях богини

.
В Древнем Египте пятилучевая звезда была одним из знаков, применявшихся для обозначения понятия ‘божество’.
Культы Древнего Египта носят ощутимый отпечаток неолитических традиций, и если здесь какой-то знак обозначал понятие ‘божество’, то можно полагать, что это был знак значительного божества неолитической религии.
На одном из древнеегипетских рисунков пятиконечная звезда проставлена над головой быка, а в этой позиции проставлялись те или иные символы неолитической Великой богини; из этого следует, что пятиконечная звезда служила одним из символов богини.
На месте, где происходили древнегреческие Олимпийские игры, стоит древняя стела, на которой изображены пять колец, а кольцо символ Великой богини (в наше время эта древняя эмблема переосмыслена как символ спортивного содружества пяти континентов).
В Древнем Египте пять кругов символизировали дневной свет, а источником дневного света в древних мифологиях  считалось небо.
У абхазов было принято охотиться группой из 5 человек, очевидно, потому, что число 5 соотносилось с покровительницей охоты, с Великой Богиней.
Число 5 бывает так или иначе связано с женскими божествами, прообразом которых была неолитическая богиня. Празднование, посвященное
Гере

, совершалось каждые 5 лет.
Египетская богиня неба
Пут

, согласно мифам, имела 5 детей.
При обрядах культа осетинской богини
Аларды

священнодействие выполняли 5 жрецов, а в числе приношений должно было быть 5 лепешек.
В Месопотамии
пятница

была посвящена
Венере

(
Иштар

); в народных поверьях славян пятница связывается с каким-то грозным божеством женского пола.
В средние века в Европе пятиконечную звезду считали «знаком ведьмы» (бывшие жрицы неолитической богини).

Число 5 в ряде случаев имело календарное значение.

В Древнем Египте год состоял из двенадцати тридцатидневных месяцев и пяти добавочных дней, которые были посвящены богу
Ра

, (по другим данным, эти 5 дней были посвящены пяти богам).
В древности существовал 8-летний календарный цикл, в котором лунные и солнечные периоды согласованы лучше, чем в 3-летнем.
В вавилонском и древнегреческом календарях был принят цикл в 8 лет, из которых три года были високосными, а пять лет, обычными.
У греков и римлян существовал 8-летний цикл, (состоявший из 99 месяцев); вероятно, этот период разделялся на 5 лет по 12 месяцев и 3 года по 13 месяцев.
Есть еще пример отражения числа 5 в календарных конструкциях: по некоторым данным, год мог состоять из пяти частей.
В частности, имело место разделение года на 5 периодов по 72 дня плюс добавочные 5 дней.
По древнеиндийской традиции год делился на разное число частей, в том числе на 5.
В народном календаре осетин год делится на 3 или на 5 сезонов.
На Руси считалось, что солнце пляшет 5 раз в году.
Соответствующие данные, наверное, можно найти в этнографии и других народов.
Пучок зигзагов, знак дождя
Пучок зигзагов, знак дождя:
1- Чехословакия, 6-5 век до х. э.;
2- Узбекистан, 7-8 век;
3- Иран, 4 тыс. до х. э.;
4- Урал, наскальное изображение.

Пять пучков волн, символизируют пять сезонов года (три таких пучка, сочетающиеся с тремя различно прорисованными знаками неба, несомненно, обозначают три состояния неба).
Мы привыкли к четырем временам года и поэтому не представляем себе; что годовой цикл можно конструировать и иначе.
Но в южных странах год состоит явно не из четырех сезонов.
Зима, весна и осень там короткие и охватывают в общей сложности период едва более чем в полгода.
Остальные 6 месяцев не однородны по погоде и аграрно-хозяйственной деятельности и распадаются на две части, «подъема» и «спада«.
Празднование, посвященное Великому богу (
Ильин день

,
день Квирина

) и приходившееся на конец июля и начало августа, может рассматриваться как рубеж между двумя частями теплого времени года.
Есть и другая дата, которая, возможно, соответствовала этому гипотетическому моменту раннее земледельческого календаря.
Христианское празднование
Успения Божьей матери

(14-23 августа), предваряемое двухнедельным постом, наверное, происходит от неолитического обряда окончания определенной годовой фазы богини.
Этот момент, видимо, означал не смерть богини, а ее засыпание, поэтому и праздник называется Успение, что значит ‘усыпание‘.

Число 5 имеет особое значение в генезисе человеческого умения вести счет, это число соответствует количеству пальцев на руке.

Трех конечный знак
Трех конечный знак:
1- Дагестан;
2- Армения, наскальное изображение;
3- Карелия, эпоха бронзы;
4- Северная Осетия, конец 2 тыс. до х. э.;
5- Венгрия, эпоха бронзы;
6- арийская Индия.

У некоторых народов существовала пятидневная неделя, по числу пальцев руки.
В Древней Индии неделя ассоциировалась с пятью пальцами руки бога, которыми он вращает небосвод.
Но сакральный смысл числа 5 не мог всецело проистекать от того, что оно в том или в ином качестве было связано с календарем, так же как и из того, что наши далекие предки прибегали к помощи пальцев рук для ведения счета, а изображение руки было символом Великой богини.
В этом, видимо, и следует видеть изначальный смысл культового значения числа 5.