Известны неолитические женские изображения, на которых под глазами идола показаны зигзаговидные или прямые линии.
В одном из языческих капищ горной Ингушетии находился женский идол, у него под глазами, как говорят, были слезы.
В ряде случаев знак «дождь – слезы» под глазами богини имеет вид горизонтальных черточек, параллельные линии служили идеограммой дождя, воды, а как нанесены эти линии – вертикально или горизонтально, не имело значения. Полуовалы, лопасти и треугольники со штрихамиПолуовалы, лопасти и треугольники со штрихами:
1- Франция, 3 тыс. до х. э.;
2- Украина, 2 тыс. до х. э.;
3- Франция, палеолит;
4- Северное Причерноморье, 2 тыс. до х. э.;
5,9- доколумбова Америка;
6- Карелия, 3-2 тыс. до х. э.;
7- Элам, около 3000 год до х. э.;
8- Малая Азия, 1 век до х. э.
Зигзаги и волны, обозначавшие как влагу, содержащуюся в облаках, так и ниспадающий из облаков дождь, также могли располагаться в горизонтальном положении.
Под глазами женского идола, дождь мог быть обозначен, символом в виде гребенки.
Во всех этих и других случаях дождь не изображался, а обозначался посредством условных знаков.
На неолитической керамике Европы обычны рисунки, представляющие собой сочетание вертикальных линий и полуовалов; последние явно обозначают дождевые облака.
Полуовалы, как правило, оконтурены несколькими концентрическими дугами, очевидно, условно передающими формы облаков.
Дождевые облака, изображенные на керамике
Дождевые облака, изображенные на керамике:
1- Украина, 4 тыс. до х. э.;
2-5- Малая Азия, 6-5 тыс. до х. э.;
6- Азербайджан, 3 тыс. до х. э.;
7- Западная Сибирь, конец 2 начало 1 тыс. до х. э.;
8- Северная Осетия, около 1000 года до х. э.

Для древней графической символики характерна трансформация кривых линий в ломанные.
Поэтому зигзаг и волна представляют собой один и тот же знак, лишь начертанный различным образом.
Иногда применялась не треугольный – зигзаговидный, а прямоугольно – ломаная линия, имевшая то же смысловое значение вода, дождь.
Чаще полуовалы, обозначавшие дождевые облака, трансформировались в треугольники.
Треугольник как знак дождевого облака – весьма распространенный в древности символ, он был известен даже американским индейцам.
Иногда треугольники применялись и в качестве одного из приемов обозначения самого дождя.
С учетом рассмотренных примеров становится ясна семантика серии символов.
Эти графемы представляют собой различные варианты обозначения облака с изливающимся из него дождем. О некоторых из данных начертаний, а именно состоящих из дуг и радиальных линий, можно подумать, что они изображают полу солнце с лучами.
Однако другие, явно родственные им, начертания свидетельствуют о том, что такое толкование было бы неверным.
Например, к дугам могут примыкать линии не радиальные, а вертикальные.
В соответствии с закономерностью трансформации кривых линий в ломаные облако может обозначаться треугольником или лопастью.
В данном случае такой трансформации способствовало представление о дождевом облаке как о женской груди.
Знак облака в виде концентрических дуг перешел в знак в виде треугольника с шевронами.
К треугольникам – облакам также примыкают черточки – дождь, в том, числе вертикальные.
В облаке могут проставляться обозначения содержащейся в нем влаги, а также орошаемых небесной влагой посева или растения.
Любопытна композиция состоящая из двух знаков дождевого облака.
Дело в том, что, поскольку подательницей дождя, согласно раннее земледельческим верованиям, считалась богиня неба, знак облака стал одним из символов этой богини.
Соответствующий знак был известен и в доколумбовой Америке.
Характерно, что сосуд ритуальный, он применялся при моления о дожде.
Женская статуэтка у которой низ живота покрыт точечными углублениями; эта деталь выражает пожелание, чтобы богиня способствовала произрастанию посевов.
Женские энеолитические статуэтки
Женские статуэтки:
1-3- Месопотамия и Южная Туркмения;
4- Палестина.

Сочетание со знаком облака знака, обозначающего семя (точка) или набухшее зерно (кружок либо точка, обведенная кружочком), явно выражает моление о контакте небесной влаги и посева.
Такие рисунки выражают ту же мысль, что и несколько иная по форме орнаментация трипольских сосудов, «идея семени и идея воды, идущей к семени с неба«.
На раннее земледельческой керамике из Малой Азии встречается изображение зубчатый, вписанной в полуовал, иногда в сочетании с кружочком или точкой.
Земля, покрытая треугольниками, графическая передача вспаханной земли.
Таким образом, внутри символа облака, несущего желанный дождь, могли проставляться символы объектов, нуждающихся в дожде.
На неолитической керамике мы видим рисунки в виде полуовалов с вписанными в них стилизованными изображениями колосьев цветов, графически выраженные моления земледельца о дожде.
В некоторых случаях знак облака перевернут.
То или иное положение этого знака не было связано с какими-либо семантическими различиями.
Однако сочетание полуовалов, обращенных в разные стороны, должно было иметь какой-то особый смысл.
На одном из древнеегипетских рисунков знак в виде концентрических полуовалов показан в сочетания с изображением ласточки.
Ласточка считалась символом Исиды – одна из древневосточных богинь, происходящих от Великой богини эпохи неолита.
В данном случае мы видим, что знак в виде концентрических полуовалов действительно связан с образом богини, которая в эпоху неолита считалась подательницей дождя.
Полуовал - знак дождевого облака
Полуовал – знак дождевого облака:
1- Германия, неолит;
2- Франция, неолит;
3- Крит, 2 тыс. до х. э.;
4- Швейцария, 3 тыс. до х. э.;
5- Северная Месопотамия, неолит;
6- Франция, 3 тыс. до х. э.;
7- Северное Причерноморье, 2 тыс. до х. э.;
8- Югославия, неолит;
9- Северное Причерноморье, 3 тыс. до х. э.;
10- Древний Египет.

Археологи считали, что рисунок в виде концентрических дуг обозначал радугу; но такое суждение тоже основано лишь на некотором внешнем сходстве форм и не подтверждается контекстом, в котором применялся этот знак.
На идолах и намогильных стелах неолита нередко бывает изображено ожерелье в виде концентрических дуг.
Символ представляет собой промежуточную форму между начертаниями символа облака в виде концентрических полуовалов или шевронов.
В ряде случаев на груди женских идолов видим не ожерелье, а подвеску в форме того или иного символа дождевого облака.
Сопоставление всех этих изображений наводит на мысль, что у раннее земледельческих племен эпохи неолита ожерелье символизировало дождевое облако и в связи с этим играло роль эмблемы богини неба.
Здесь мы видим еще один пример того, как предмет, похожий на графический символ, приобрел значение этого символа.