Орнамент Дагестана стилистически неоднороден. В декоративном искусстве Дагестана различаются два стиля:

  1. представленный преимущественно растительным орнаментом, родственный искусству Восточного Закавказья и сопредельных стран;
  2. декор, применяемый в горной зоне.

Самые ранние датированные памятники первого относятся к 12-13 веку., второе же уходит в более значительную глубину времени.
Однако обычным является представление о том, что Дагестану свойствен именно орнамент ‘восточного стиля‘.
Дагестан, намогильные стелы 19 века с орнаментом трех стилей:
1- растительный;
2- плетенка;
3- геометрический.

Причин этого заблуждения несколько.

Во-первых, вследствие того, что в последние столетия упрочивались на почве общности религии, духовные связи Дагестана со странами ислама, установился предрассудок, будто Дагестан является культурной провинцией Передней Азии.

Во-вторых, в поле зрения внешних наблюдателей попадает в первую очередь искусство не труднодоступного высокогорья, а приморской полосы, культура которой действительно связана с азиатской.

В-третьих, некоторые исследователи, не производя глубоких изысканий, ограничивались тем, что изучали богатую и многообразную художественную культуру края на отдельных примерах, которые, однако, нередко оказываются не показательными.

В-четвертых, в музейных экспозициях и на выставках естественным образом фигурируют перемещаемые предметы: утварь, оружие, украшения, которые имели более распространенную в Закавказье и Передней Азии орнаментацию, чем архитектура, в большей степени представляющая коренные местные традиции.

Образцы архитектурного орнамента Дагестана разделяются на три стиля, различные по сюжетам и характеру рисунка, по композиции, по технике выполнения.

В декоре утвари, оружия и других изделий преобладает растительный орнамент, генетически связанный с искусством Востока.
Дагестанские ювелирные изделия
Дагестанские ювелирные изделия:
1- отделка ножен кинжала;
2- пряжка женского пояса.

Орнаментация в этом духе обычна также для намогильных стел, относящихся к последним векам. Встречается этот тип орнамента и в архитектуре.
Он характеризуется изображениями стилизованных растительных форм, прихотливо-криволинейными начертаниями, дробностью, сложностью, замысловатостью рисунка со связанными элементами, ритмичностью и регулярностью композиционных построений. Такой орнамент свойствен средневековому и последующему искусству Передней и Средней Азии.
Растительный орнамент в архитектуре Дагестана
Растительный орнамент в архитектуре Дагестана:
1- резное каменное обрамление двери мечети;
2-5- примеры архитектурного орнамента.

В архитектуре Дагестана, имеется в виду традиционное народное зодчество, такой орнамент встречается не часто. Если не считать селения Цахур, архитектурный декор которого проявляет непосредственное влияние соседнего Азербайджана, в некоторой мере прикаспийской полосы, то растительный орнамент в архитектуре Дагестана характерен только для селения Кубачи. Архитектура построек в Кубачи такая же. как и в остальном Дагестане, однако именно здесь в средние века выполнялись каменные барельефы с глубокой пластичной резьбой, только в Кубачи можно видеть декор каминов орнаментом ближневосточного типа и под балки вычурной формы, украшенные растительными мотивами.
Растительный орнамент, сформировавшийся в Месопотамии и Иране в эпоху бронзы, с первых веков х. э. существенно влиял на прикладное искусство Европы и Кавказа, в результате чего в Восточной Европе, России и Грузии почти вытеснил орнамент геометрического стиля.
Стиль архитектурного орнамента в Передней и Средней Азии
Стиль архитектурного орнамента в Передней и Средней Азии, фрагмент резной двери мечети в Туркестан, 14 век.

В Дагестане он распространился позже, преимущественно в 19 веке, кроме, селения Кубачи, в котором ближневосточная традиция декоративного искусства была воспринята раньше. Причина того, что в этом селении художественная культура приобрела особый характер, заключается в специфике традиционной производственной деятельности его жителей. Со времени раннего средневековья кубачинцы известны как ремесленники, занимавшиеся главным образом изготовлением холодного оружия и ювелирным делом. Кубачинские мастера приобщались к производственным и художественным традициям ближайших к Кавказу стран Передней Азии. Нити художественной культуры кубачинцев протягиваются преимущественно к Востоку, к Ирану, Турции, Аравии.
В числе предков кубачинцев были выходцы из Восточной Турции и что это обстоятельство привело к образованию в Дагестане очага средневекового ближневосточного декоративного искусства.
Большую роль в формировании характера орнаментации резных каменных надгробий Дагестана играла религия: дагестанские мастера изготовляли намогильные стелы в формах, которые были приняты в соседних мусульманских странах, прежде всего в Азербайджане.