Рассмотрим мотив пары завитков, напоминающий рога или голову барана, завитки обработаны вмятинами, посредством которых передана рельефная фактура бараньих рога, данный сюжет многочислен в орнаменте.Символы барана на резных камнях
Символы барана на резных камнях.

На резном камне изображены головы барана, а в сочетании с кольцом, символом неба.
Обычно символический или орнаментальный мотив в виде двухволютной или лирообразной линии.
Изображения служили амулетами у далеких предков северокавказских племен носивших их в конца 2 и в начале 1 тыс. до х. э., поэтому бараньими головками украшали рукоятки кинжалов и застежки поясных блях, их носили на груди и у пояса, бронзовые булавки.
Изображение головы барана на древних изделиях
Изображение головы барана на древних изделиях:
1- Северная Осетия, конец 2 тыс. до х. э.;
2- Скандинавия, эпоха бронзы.

Лирообразная фигура с двумя спиральными завитками, является схематическим изображением бараньей головы, украшает закавказскую керамику эпохи бронзы.
Двуспиральный символ в декоративно-прикладном искусстве
Двуспиральный символ в декоративно-прикладном искусстве:
1- Троя;
2,3- Закавказье, 3-2 тыс. до х. э.;
4- Северная Осетия, конец 2 тыс. до х. э.;
5- Прибалтика, средние века;
6- знак на стене мечети, 19 век.

Двухволютную или лирообразную фигуру, явно представляется схематизированным изображением бараньей головы, носили в виде подвески на шее, она представляла собой почитаемую эмблему.
Столб увенчанный символом неба, знаком баран, был атрибутом культа богини и символизировал ‘мировое дерево‘, вершина которого уходит в небо, а расположение наверху столба символ был вполне логичным.
Двухволютный символ
Двухволютный символ:
1- знаки на стенах башен в Ингушетии;
2- катакомбная культура, Украина и Южная Россия, 2 тыс. до х. э.;
3- иероглиф неба у хеттов;
4,5- хеттские рельефы, 2 тыс. до х. э.;
6- Древний Хорезм, 3 век.

Подтверждением того служит греческое название ‘капители‘, содержит имя богини неба Кали, а эмблема Великой богини пользовалась величайшим почитанием и она стала пониматься как знак барана, соответствующая степень почитания была перенесена на знак и сам образ барана.
Бог-баран и символ барана служили воплощением особой религиозной идеи, голову царя увенчивали бараньи рога, хотя баран-бог занимал в пантеоне положение далеко не владыки, а у хеттов знак похожие на ионическую капитель служил иероглифом неба.
Двухволютный символ в качестве навершия столба
Двухволютный символ в качестве навершия столба:
1- Иран, 7 век до х. э.;
2- Древняя Греция, 430 год до х. э.;
3- Южная Грузия, 7-9 век;
4- туркменское народное зодчество;
5- народное зодчество, Болгария.

Двухспиральные фигуры изображались на разных предметах: на сосудах, деталях одежды, стенах зданий, намогильных памятниках и во всех материалах: в бронзе, керамике, резьбе по камню и дереву, в шитье.
Символ барана не простое украшение, а символ благополучия, богатства, связанного со скотоводческим хозяйством, надевая их на себя в виде амулета и снабжая ими погребения покойников.
Действительно, мелкий рогатый скот имел большое значение для благосостояния кавказских горцев. Древние земледельцы не поклонялись хлебному злаку, от которого зависело их существование и составляющим основу их пропитания. Так овцеводство было экономической базой жизни древних евреев в начальный период их истории.
Образ барана пользовался почитанием на Кавказе не как символ сытости, видим из молитв: ‘клянусь солнцем‘, ‘клянусь могилой моих предков‘, ‘клянусь бараном‘, ‘Он, как баран‘.
В Даргавском ущелье стояло каменное изваяние ‘святого барана‘, который считался покровителем чародейства, а женщины приносили в святилище глиняные фигурки баранов, моля о даровании им детей, ‘святой баран‘ из-за сходства с символов богини, занял ее место, ибо не к нему, а к ней следовало обращаться с мольбой о даровании детей.
Боги и цари с бараньими рогами 1-2
Боги и цари с бараньими рогами:
1- резной камень;
2- Троя, начало 3 тыс. до х. э.;

Пять тысяч лет тому назад в Трое на стене дома высечено изображение человеческой головы с бараньими рогами.
Боги и цари с бараньими рогами 4-5
3- изображение персидского царя;
4- монета с портретом Александра Македонского.

Александр Македонский на торжества надевал бараньи рога, корону с бараньими рогами носили древнеперсидские цари, ведь древние деспоты требовали от подданных обожествления своей персоны. В античное время чеканились монеты, на которых изображена мужская голова с бараньими рогами, а на монетах изображались царственные особы или божества.
Символы барана на архитектурных деталях
Символы барана на архитектурных деталях:
1- резной столб мечети;
2- надмогильная стела.

Древнеегипетский Амон изображался с бараньей головой, в Египте почитался Хнум. Греки почитали бога небесного света Амона или Ра, отождествляли его с богом неба Зевсом, который тоже иногда изображали с бараньими рогами.
Резные камни кладки стен построек
Резные камни кладки стен построек.

В Дагестане на намогильной стеле изображается розетка либо стела увенчана диском или шаром, также на стеле изображены рога барана, диск или шар в символике обозначают солнце, тогда бараньи рога имели значение солярного символа. Солнце было благодатным не только для бараньих отар, а благоденствие людей зависело не только от наличия у них баранов. Кроме того, представление о святости образа барана существовало не только у скотоводов, но и у земледельцев.
В числе рисунков на резных камнях XI века, есть композиции выражающие связь знака барана (пара завитков), знака солнца (свастика – спираль).
Связь барана с небом или с солнцем
Связь барана с небом или с солнцем:
1- Северная Осетия, начало 1 тыс. до х. э.;
2- Дания, 2 тыс. до х. э.;
3- наскальный рисунок, Армения;
4- Южная Сибирь, середина 1 тыс. до х. э.;
5- Иран, неолит.

Рисунок рогатого животного сочетается не с изображением солнца, а с неолитическим символом неба. Такие рисунки, возникшие в неолитическую эпоху, затем в эпоху бронзы, были переосмыслены как выражение связи барана с солнцем.