Розетки разных видов – излюбленный орнамент в архитектурном декоре и в прикладном искусстве.
При этом они не изобразительные, представляя собой абстрактные геометрические узоры. Лишь в единичных случаях встречается начертание розетки, похожее на изображение цветка.
Розетка как символ солнца и неба
Розетка как знак на резных камнях.

Исконному горно-кавказскому искусству не свойствен растительный орнамент. Самобытной культуре горцев Кавказа вообще чуждо любование растительностью, и в частности цветами, здесь не принято плести венки, собирать букеты, ставить цветы в воду. Поэтому возникает мысль о том, что прорисовка розетки в виде цветка является следствием влияния вкусов Востока, проявляющегося со времени позднего средневековья.
Подобным образом и в Европе (в том числе в России) для архаического пласта народного декоративного искусства свойствен геометрический орнамент, а для позднейшего художественного творчества – растительный.
Переход от геометрического к растительному орнаменту происходил также в Древней Греции по мере того, как ее культура усваивала художественные принципы Передней Азии.
Но в разных прорисовка розеток сказались не только различные стилевые приемы построения орнамента. Розетки этих двух типов имеют в своих истоках разную семантику.
В декоративном искусстве раннее земледельческих культур эпохи неолита встречаются изображения цветов и цветкообразных розеток.
Розетка как символ солнца и неба
Розетка как знак на резных камнях

.

В орнаменте Передней Азии растительные мотивы, в том числе цветы, символизировали плодородие земли. Что же касается рисунка в виде диска, заполненного абстрактными геометрическими узорами, то генетически связывать его с цветком нет оснований. Приблизиться к раскрытию его семантики можно, рассматривая его роль в конкретных композициях, а также учитывая мифологию культур, в которых он пользовался популярностью.
Анализ композиций дает немного, потому что в дошедших до нас образцах розетка фигурирует обычно как чисто декоративный мотив, лишенный смыслового содержания.
В некоторых случаях допустимо предположить, что она обозначает солнце. В цивилизациях Древнего Востока (главным образом в Египте и Месопотамии) бог солнца пользовался почитанием, а солнце обозначалось так, как оно представляется взору, в виде диска.
Некоторые данные позволяют полагать, что и розетка, прежде символизировавшая небо, стала символическим обозначением солнца. Например, есть древние изображения колесницы, перевозящей диск, с радиальными луче образными линиями, что сопоставляется с мифом о солнечной колеснице.
В архаических жилищах горной Грузии встречается изображение розетки на деталях очага или находящихся рядом с очагом элементах интерьера, расположенное таким образом, что розетка обращена к огню. А огонь в культовых представлениях жителей горного Кавказа и индоевропейских народов связывался с солнцем, эта связь была относительной.
В западноевропейских средневековых церквах на фасаде помещалось большое круглое окно с витражом в виде розетки. Применение этой архитектурной детали не имеет утилитарных предпосылок. Трудно считать ее и чисто композиционным приемом, поскольку художественные вольности не свойственны романскому зодчеству.
Скорее всего, это символ.
Языческие храмы были обращены алтарем на запад, и, следовательно, входом на восток (такая ориентация по традиции сохранялась иногда и в христианских храмах).
Если розетка над входом романской и готической церкви является деталью, восходящей к язычеству, то она первоначально, будучи обращена к востоку, видимо, была связана с идеей о восходе солнца.
Можно предположить, что она, в связи с этим, и символизировала солнце. Правда, она могла по-прежнему символизировать небо, ибо круглое окно, в которое попадают лучи восходящего солнца, могло аллегорически представлять небо, в которое входит восходящее солнце.
Эта архитектурная деталь тогда могла иметь не только символическое, но и практическое назначение.
Для освещения интерьера храма лучами утреннего солнца. Письменные свидетельства указывают на существование у славян во времена язычества храмов, имевших специальные проемы, через которые лучи восходящего солнца, проникали в помещение.
Розетка как символ солнца и неба
Розетка на деревянном ларце.

Насколько можно себе представить по имеющимся данным характер индоевропейского язычества, ему в некоторой мере было свойственно почитание солнца, совсем не был свойствен культ богини неба. Исходя из этого, можно предполагать, что у индоевропейских народов декоративный мотив или символический знак в виде розетки, семантическим связан с солнцем, а не с небом или облаком.
При рассмотрении семантики знаков, имеющих круглую форму, можно принять во внимание также то обстоятельство, что диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии. Но при этом следует учесть, что мифология и языческая обрядность народов Европы отличаются от таковых в цивилизациях Древнего Востока, кроме того, рассматриваемый в этой книге комплекс культовой символики был большей частью чужд религиям шумеров, ассирийцев, вавилонян, хеттов, а в Египте имеет соответствия преимущественно лишь в до династическую эпоху.

Розетка на деревянном ларце.

как символ солнца и неба.

Розетки и в после неолитической символике Европы и Передней Азии являлись символом солнца. Тем не менее, нельзя исключать того, что и в эпоху бронзы крут, диск, розетка в ряде случаев продолжали сохранять свое прежнее значение символа неба.
Таким образом, сущность розетки как солярного знака далеко не столь очевидна, как иногда кажется. Это надо доказать, а доказать это трудно. Кавказские и, в частности, северокавказские материалы дают еще меньше оснований для соотнесения розетки с солнцем, чем европейские.
Кавказские горцы, об их мифологии известно мало, но то, что известно, позволяет судить о наличии у них в средние века реликтов почитания солнца.
Например, в Чечне и Ингушские средневековые гробницы назывались «солнечная могила».
Название ущелья Махиста в Чечне означает «страна солнца», хотя это мрачная и неприветливая местность.
«Солнечным ущельем» называют район Ингушетии, где протекает река Армхи, и местность в Северной Осетии, где находится весьма почитаемое святилище Реком.
У чеченцев зафиксировано сказание о «солнечном колесе», которое все разрушало на своем пути.