В источниках, дошедших в виде рисунков символов и знаков, многочисленны изображения руки, высеченные на резных камнях или выполненные в виде оттиска ладони на обмазке стен. В Ингушетии и Северной Осетии встречаются отпечатки руки на обмазке стен средневековых гробниц. На Северном Кавказе амулеты в виде кисти руки.
В большом числе изображения рук встречаются в Закавказье, на Памире.
Изображения руки, служившие амулетами, известны у многих народов древнего Средиземноморью.
Известны изображения рук в виде оттисков или оконтуренных краской отпечаток ладоней или пальцев, символом которых есть рука божья.
На стенах пещер во Франции и Испании они были сделаны около 20 тысяч лет тому назад.

Символ трех змей:
1- Сибирь, палеолит;
2- Ингушетия, 16-17 век;
3- Иран, 1 тыс. до х. э.;
4- Дания, мезолит.

Возник обычай делать такие изображения еще раньше. Отпечатки рук на стенах пещер относятся к числу наиболее ранних примеров палеолитических наскальных росписей. Таким образом, изображение руки является одним из древнейших символов.

Не проявлял ли так первобытный человек свое желание оставить на камне свой отпечаток. Навечно и зримо проявить себя, запечатлеть и утвердить свое присутствие.

Палеолитические отпечатки рук, представляя самого человека, служили его двойником.
Отпечаток руки в эпоху палеолита служил не обобщающим знаком, а феноменальным выражением конкретного человека.
Действительно, рука в некотором роде представляет человека. Так, в Дагестане мастер-строитель оставлял в виде отпечатка руки как бы свою подпись.
В некоторых, архаических языках слово человек, означает цифру 5, рука с ее пятью пальцами.
В наше время голосуют поднятием руки.
Культовые изображения руки в разные эпохиВ старинной русской вышивке рубах особенно богато отделывались рукава, а также нашивки на плечах.
В древности руководствовались не столько желанием украсить вещь, сколько стремлением придать ей нужные качества.
Эти детали, которые впоследствии превратились в украшение, первоначально имели практическое, в том числе магически-практическое назначение.
Таким было и первичное назначение вышивки на одежде. Это видно, в частности, из того, что вышивка делалась и под мышкой, где она, вообще говоря, не видна.
Подмышечные вставки из цветной ткани делались в грузинской национальной одежде.
Надо полагать, это имело целью способствовать деятельным возможностям человеческих рук.
У горных грузин и у их соседей в Дагестане, существовал обычай отрубать правую руку убитого врага и прикреплять ее к двери своего дома, что явно символизировало присвоение силы врага или лишение его возможности действия.
На Северном Кавказе наблюдались случаи, когда при раскопках древних погребений на каменной плите, перекрывавшей могилу, оказывались кости человеческой руки, что могло быть следом жертвоприношения.
Стелы с изображением руки устанавливались в средневековой Грузии на границе земельных владений, в данном случае рука служила символом власти, владения.
В мифологическом мышлении естественное как и сверхъестественное не различаются. Поэтому если рука обладает физической силой, то, значит, ей присуща и магическая сила. Верования в магические возможности руки до последнего времени сохранялись в суеверных представлениях о том, что тот или иной вид комбинации положения пальцев от нежелательного воздействия вражеских сил и может противодействовать колдовству.
Раскрытая же ладонь имела значение защиты, оберега. Вера в магическое изображения руки проявляется, в суждениях местных информаторов по поводу отпечатков руки на обмазке стены: «Человек, который их не сделает, рискует умереть«.
Но все же изображение руки символизировало не только человека, человеческую силу, человеческую власть, и не ради самоутверждения.
Однако в раннее – неолитических святилищах Малой Азии (Чатал-Гуюк), наряду с натуральными отпечатками рук, есть в большом числе рисованные изображения кисти руки, лишенные индивидуального характера и потому, очевидно имевшие символическое значение.