Шестиконечная звезда считается специфически еврейским символом.
Но она приобрела это значение сравнительно недавно. Свидетельства об использовании этой графемы в Древнем Израиле единичны; она чаще встречается в памятниках других древних культур.
Поэтому нет оснований считать, что в Древнем Израиле шестиконечная звезда имела значение еврейской национальной или религиозной эмблемы или вообще какое-то символическое значение.
В средние века у евреев, как и у других народов, среди которых они жили, были популярны разного рода талисманы и амулеты.
На этих предметах, которым приписывались магические свойства, изображались те или иные знаки, которые были известны с древних времен, но смысл которых уже был забыт.
В числе этих знаков встречается
шестиконечная звезда

, у евреев не чаще, чем у христиан или мусульман.
Этот знак по своим стилистическим особенностям подходил готической архитектуре, и его изображали на готических церквах, откуда он перекочевал на здания синагог.
Впервые этот знак стал использоваться евреями как собственный символ в 12-14 веке; тогда же появилось его название Магеи-Давид (щит Давида).
В 15 веке его стали изображать на обложках еврейских книг.
В 14-16 веке еврейская община Праги использовала его в качестве своей эмблемы, в 17-18 веке она в таком качестве распространилась среди евреев Австро-Венгрии, а затем остальной Европы.
В конце 19 века шестиконечная звезда стала приобретать у евреев значение религиозного символа, и в это же время сионисты приняли ее в качестве
еврейской национальной эмблемы

.
И только тогда, воспринимая ее как еврейский знак, от нее стали отказываться христиане и мусульмане.
Тем не менее она еще встречается на зданиях церквей и мечетей начала 20 века.
Шестиконечная звезда
Шестиконечная звезда:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2- Северная Месопотамия, 5 тыс. до х. э.;
3- Закавказье, 3 тыс. до х. э.;
4- Древний Иран;
5- Троя;
6- Дагестан, резьба по дереву;
7- Дагестан, знак на резном камне, 17-18 век;
8- Пиренеи, средние века;
9- Грузия, 10 век;
10- Россия, 15 век;
11- Италия, 20 век.

Шестиконечная звезда часто присутствует на мусульманских памятниках Дагестана и сопровождается арабской надписью.
Она фигурирует на христианском надгробии, в орнаментации христианского храма, на окладе Евангелия, в качестве
рождественской эмблемы

.
Шести лучевая звезда также использовалась христианством как эмблема.
Шестиконечная звезда возникла в начале неолита.
Четырех-восьми частные символы
Четырех-восьми частные символы:
1- доколумбова Америка;
2- Литва, начало 20 века;
3- Иран, неолит;
4- Древняя Греция;
5- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
6- Иран, 1 тыс. до х. э.;
7- Испания, 6 век.

Обычно же древнейшие примеры шестиконечной звезды состоят из
шести треугольников

(знаки облака) по периметру
диска

(знак неба), имеют вид
зубчатой розетки с шестью зубцами

.
В древности существовали разнообразные шести частные композиции.
В некоторых из них выделяются знаки земли, в этих случаях земля или земная растительность орошаются небесной влагой, представленной шестью знаками дождя (двойная косая штриховка).
В числе древних графем есть такие которые читаются как «шесть сторон света«.
Это кажется странным, ведь известно, что мир имеет четыре стороны: север, юг, восток, запад, или «спереди, сзади, справа слева«.

В Древней Индии шестиконечная звезда служила символическим выражением понятия «шесть сторон горизонта«.

Горизонт может быть разделен на любое число частей, в зависимости от того, по какому принципу производить это деление.
Когда люди первоначально пытались определить структуру мироздания, они должны были выделить какие-то фиксированные точки видимого мира.
Одной из них является
Полярная звезда

, вокруг которой вращается звездное небо.
В противоположном направлении находится высшая точка траектории движения солнца по небосводу.
Так естественным образом обозначены север и юг, но восток и запад никак не фиксированы.
Солнце восходит и заходит не точно на востоке и западе, а в довольно широких пределах восточной и западной сторон горизонта.
Если отметить на горизонте крайние точки восхода и захода солнца, а именно восход и заход в дни летнего и зимнего солнцестояний, то эти четыре направления, вместе с направлениями на север и юг, разделят окружность горизонта на шесть примерно равных частей.

Эти шесть направлений, шесть радиусов мира, видимо, и обозначает древнейшая из известных шести лучевая звезда.

Лабрис в эпоху неолита
Лабрис в эпоху неолита:
1- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
2,3- Чехословакия, 5 тыс. до х. э.;
4- Месопотамия, 5 тыс. до х. э.;
5- Италия, неолит.

Подтверждением тому, что это действительно так, являются ее два закрашенных противолежащих сектора; они представляют восток и запад как диапазоны, в которых происходят восходы и заходы солнца.
Другие подтверждения встречаем в графемах иных эпох и иных культур.
У древнеегипетской шестиконечной звезды, противолежащие пары концов объединены вставками, обозначают секторы восхода и захода солнца.
В Ирландии и Шотландии есть средневековые календарные установки, сооруженные следующим образом: на ровном участке земли намечена окружность с шестью крупными камнями на ней, обозначающими «шесть сторон света«, и меньшими камнями между ними, фиксировавшими по положению солнца определенные важные даты года.
Таким образом,
шести лучевая звезда

– это знак шести сторон горизонта, соотносимых, в отличие от креста, не с землей, а с небом; следовательно, этот знак представлял собой одну из эмблем Великой богини.
Шестиконечная звезда, это фактически один из вариантов
зубчатой розетки

, но с определенным числом зубцов. Поскольку это
знак неба

, логично его сочетание с растительными элементами.
Диск с ломаными или заспираленными лучами в Дагестане
Диск с ломаными или заспираленными лучами в Дагестане:
1- рисунок на резном камне;
2- рисунок на глиняной обмазке стены помещения мечети, 19 век;
3- узор на керамическом блюде, 17-18 век;
4- резной камень;
5- резной камень на фасаде мечети, 20 век.

Знак шести направлений неба похож на схематическое изображение мотылька.
Можно не сомневаться в том, что именно поэтому мотылек (или, как его еще называют, бабочка) считался существом, связанным с богиней.
По народным поверьям, душа ведьмы вылетает из нее во время сна в виде мотылька.
Ведьма (ведающая, знающая) это жрица богини, а может быть, и сама богиня.
Культ двойной секиры на Крите
Культ двойной секиры на Крите:
1- возлияние воды;
2,3- происхождение символа.

Древнекритский священный символ в виде двусторонней секиры (лабрис) который произошел от изображения мотылька и поэтому является символом Великой богини.
Лабрис и мотылек независимо произошли от шестиконечного знака, эмблемы богини, являвшийся символом богини неба, мог сочетаться с крестом (символом бога земли).
Двустороннюю секиру как эмблему, символизирующую единение взаимодополняющих мужского и женского начал, приобрела значение культового символа потому, что таким топором якобы отрубали головы жертвенным животным.
Но это не объясняет того почему при жертвоприношении применяли имении такой топор.
В эпоху бронзы мужское божество (скандинавский Тор или славянский Перун) имело в качестве своего характерного атрибута топор.
Вследствие этого и одновременно под влиянием символики Крита, греки изображали Зевса, заменившего в качестве бога неба богиню неба, с двухлезвийной секирой в руке.
Лабрис как символ мужского бога был воспринят и другими народами. Так, один из богов прибалтийских славян Радегаст тоже изображался с двойной секирой.
Имея значение почитаемого символа, двойная секира в Древнем Риме стала знаком консульского достоинства.
Независимо от средиземноморской двухлезвийной секиры неолитический знак в виде лабриса получил широкое распространение и даже в Сибири, поскольку Кавказ непосредственно прилегает к региону раннее земледельческих культур Передней Азии.
Лабрис на Кавказе и в Европе
Лабрис на Кавказе и в Европе:
1- резной камень стены дагестанской мечети середины 19 века;
2- бронзовое изделие 1 тыс. до х. э., Чечено-Ингушетия;
3- знак на сосуде эпохи бронзы, Армения;
4- знак на сосуде эпохи неолита, Румыния.

Иное происхождение имеет бантик образный символ.
Он представляет собой один из удвоенных знаков богини (два знака облака).
Бантикообразпый символ и лабрис сходны; кроме того, их семантика эмблема богини.
Шестичленные символы
Шестичастные символы:
1- знак на глиняной обмазке стены мечети в дагестанском селе, начало 20 века;
2- Северная Месопотамия, 4 тыс. до х. э.;
3- Италия, 4 тыс. до х. э.;
4- Троя, 3 тыс. до х. э.;
5- Северо-Западный Кавказ, 3 тыс до х. э.;
6- Россия,  18 век;
7- Россия, 9-11 век;
8- Сибирь, 1 тыс. до х. э.;
9- Северная Осетия, начало 1 тыс. до х. э.;
10- знак на надгробии, римское время;
11- хеттский символический знак;
12- раннее христианские  эмблемы Исуса Христа;
13- Чехословакия, 5 тыс. до х. э.;
14- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
15- Египет, неолит;
16- Троя, неолит;
17- Крит, неолит.

Шести лучевая звезда и круг, в который она вписана, разделены.
В других случаях концы ее лучей соприкасались с окружностью, но это не мешало людям, знавшим семантику символа, видеть в обоих вариантах символа одно и то же значение; подобным же образом разные варианты написания той или иной буквы не мешают нам воспринимать их однозначно.
Крест в круге тоже изображался по-разному: концы креста могли не соприкасаться с окружностью или соприкасаться с ней. Так возникли неолитические графемы, похожие на колесо с шестью или четырьмя спицами в эпоху, когда колес еще не было.
Двоичные, троичные, четверичные и пяти частные символы эпохи неолита не были жестко привязаны к одному божеству; они соотносились и с богиней неба, и с богом земли, и с божеством растительности, в разных аспектах выражая представления людей о строении мира и цикличном круговороте природы.
Это относится и к шести частным символам.
Они связывались не только с богиней неба.
Примеры этого уже приводились, их можно дополнить. По некоторым данным, шести лучевая звезда, вписанная в окружность, знак в виде колеса с шестью спицами, представлялся эмблемой бога земли.
Так, в до арийской Индии он иногда изображался на туловище быка.
В Древнем Риме он соотносился с Юпитером, который, будучи громовержцем, родствен этой своей чертой неолитическому богу земли и грозы, а в России этот символ назывался «громовым знаком«.
Рассмотренные примеры разнообразных шести частных символов подтверждают суждение о том, что шести лепестковая розетка возникла не как бессодержательный орнаментальный рисунок, который легко построить с помощью циркуля, но что она имела определенную семантику.
Розетка шести лепестковая в декоративно-прикладном искусстве
Шести лепестковые розетки в декоративно-прикладном искусстве:
1- Дагестан;
2- Закарпатская Украина;
3- Испания, римское время;
4- Эстония;
5- этруски, 7 в. до х. э.

В горах Тянь-Шаня, среди наскальных изображений эпохи бронзы, многие из которых представляли собой графическую фиксацию древнего календаря, есть изображения солнца с 28 лучами и внутри него второго с 12 лучами, что, по-видимому, должно было означать число месяцев в году и число дней в месяце.
Если количество лучей в символических изображениях солнца выражало календарные цифры, то, наверное, и 6 лучей розетки выражали такой же смысл.
Календарное значение числа 6 может быть объяснено тем, что год представлялся состоящим из двух половин по 6 месяцев.
Существовал и другой вариант: год делился на 6 сезонов по 2 месяца.