По древнегреческой легенде, собака произвела на свет виноградную лозу. Этот странный сюжет проясняется в свете представления о том, что собака, существо земли.
Соотнесение образа собаки с Черным богом возникло, вероятно, потому, что она высовывает язык подобно змее, а также потому, что она воет на луну.
Абхазы молились мифическому покровителю собак во время празднества, происходивший в конце февраля, совпадающие о масленицей, празднеством, которое, восходит к культу бога земли.
Абхазское ‘собака‘ совпадает с грузинским ‘огонь‘. В мифах других народов собака связана с огнем.
На рисунке из культуры Триполье-Кукутень собака показана среди знаков дождя, также как и змей.
У древних майя мифическая небесная собака связывалась с молнией и дождем.
Крылатая собака и птица-вестник Симург, изображение которой часто встречается в древне иранском искусстве, одно и то же существо. Образ крылатой собаки является параллелью образам крылатого змея, олицетворявшего бога преисподней, и крылатого коня, связанного с этим божеством.
На изображениях из культуры Триполье-Кукутень и кобанской культуры у собаки имеются ластовидные лапы. Этот своеобразный образ ‘водяной‘ собаки возник, очевидно, в связи с тем, что собака связывалась с богом земли, являвшимся одновременно и владыкой земных вод. В зороастрийском тексте говорится, что когда умирает собака, ее душа уходит в водный источник, который ассоциировался со змеей, выползающей из земли.
Культовые изображения собаки
Культовые изображения собаки:
1- Троя;
2-4- Румыния и Молдавия, 4 тыс. до х. э.

Рисунок из Трои вероятнее всего изображены две собаки, преследующие оленя, точки над ними могут иметь такое же значение, как и растение на козле.
В данном случае эту деталь можно понимать как символическое изображение посева на земле.
В облике молодого месяца народное воображение видело пасть собаки с острыми зубами и что небесная собака, почитавшаяся в образе луны, принадлежит солнечному богу, который отдыхает ночью, поставив верного пса караулить свои владения. Образы собаки и луны связывались потому, что оба они представляют одно божество, Черный бог. Представители бога считавшегося владыкой загребного мира, собака имела стоическое значение.
В греческих мифах демонический трехголовый пес Цербер охранял вход в обитель мертвых. В Древней Греции собака, как и змея или лошадь, изображалась на надгробиях.
У народов Сибири, в Китае и Юго-Восточной Азии собака считалась проводником души умершего в загробный мир. Греческая Геката и германская Гелле изображались в сопровождении демонических собак.
В Спарте приносили в жертву богу войны собаку, в Европе есть поверье о том, что души умерших воплощаются в собаку.
В Китае существовал культ собак особой породы, которых считали воплощением божества.
Многие мифы повествуют о происхождении героя или народа от собаки, причем распространен мотив происхождения людей от связи первой женщины с собакой.
В христианских представлениях собака, наряду со змеем, исчадие ада, немцы называли черта ‘адовой собакой‘.
У греков черт тоже выступает в образе собаки.
У египтян собаку почитали под именами разных богов, но обычно собака считалась животным Сета, Черного бога. Культовые изображения собаки в Древнем Египте окрашивались в черный цвет, потому, что такая масть этого животного редка в Египте, а четыре сына Гора олицетворяли четыре стороны света, а тот из них, который олицетворял север, изображался с головой собаки.
По украинским поверьям черт может принимать вид черной собаки.
Во всей Европе, современной и древней, а также на Кавказе, собаке приписывалась способность предсказывать чью-либо кончину, говорили, что собака ‘воет к покойнику‘. Собаке приписывалась способность быть не только зловещей, но и вещей, желающий получить способность видеть духов должен смазать себе глаза жидкостью, добытой из глаз собаки, а на Гавайских островах жрец-колдун, чтобы узнать, кто наслал на больного болезнь, вкушал мясо принесенной в жертву собаки.
Русское выражение ‘съесть собаку‘ в смысле ‘постигнуть в совершенстве‘ происходит от подобного обряда, который в древности был общераспространенным.
У древних греков было поверье, что демоническая собака проглатывает души умерших. Этому соответствует определенный факт: у некоторых народов древности содержались специальные собаки, которым отдавались на съедение тела умерших. Такой обычай, несомненно, отражал верование, согласно которому умершие принадлежат Черному богу или Великой богине, тела умерших отдавались также на съедение птицам, предание трупов съедению собаками или птицами было присуще тому же кругу древних культур, которому был свойствен обычай убиения стариков.
В Древнем Египте собака почиталась, а за ее убийство полагалась смертная казнь. Тюркские племена обожествляли собаку, в мифах о Красной собаке, правители присваивали себе титул Собака.
Наряду с этим распространено отношение к собаке как к существу презренному. Собака, в силу присущих ей качеств, была первым животным, которое приручил человек.
Собака проявляет по отношению к человеку беспримерную верность и хотя слово ‘собака‘ применяется в качестве оскорбления.
Есть два объяснения причины амбивалентного отношения к собаке:
1) сравнение с собакой считается оскорбительными потому, что она, будучи разумной ‘почти как человек‘, зачастую ведет себя неподобающе;
2) переход отношения к собаке якобы произошел по цепочке понятий:  святое, священное, запретное, опасное,  нечистое, непристойное.
В ностратическом языке нет определенного слова для обозначения собаки, потому, что язык этот относится к мезолитической эпохе, когда человек только начал приручать животное, впоследствии ставшее собакой.
Собака служит, помогает человеку с древнейших времен и поныне.