Узор орнамента Средневековья представляет бесконечно разнообразные мотивы сплетений, среди которых внезапно появляется птица, животные, растения и зверье с оскаленными мордами, ‘абстрактный звериный орнамент’. Этот орнамент весь пронизан динамикой сюжетов, он не дает глазу остановиться, сложное плетение орнамента мелкими значками, широко используемая символика в виде крестов, голубя, рыбы, фигура человека встречается редко. Краски используются чистые и светлые.

Искусству раннего средневековья мотивом являются фигуры птиц, различных чудовищ и демонов, в образах которых причудливо сплелись древние магические верования и христианское представление о греховном начале в мире.
Со временем отрицание всего античного наследия стало ослабевать.

Для искусства Средневековья характерно использование системы символов, христианство вернуло изначальный смысл многим орнаментальным знакам: треугольника, как символа Троицы и креста, как символа распятия, в обновлении пяти стихий: Огня, Воды, Земли, Воздуха и Эфира. Орнамент эпохи Средневековья, таким образом, явился в эту эпоху важнейшим носителем новых или обновленных старых идей человечества того времени.

Карл ВеликийВ 800 году папа Лев III возложил ‘корону римских императоров’ на франкского короля Карла Великого (лат. Carolus Magnus или Karolus Magnus, нем. Karl der Gro?e, фр. Charlemagne, 2 апреля 747 – 28 января 814, Ахен).Он был набожным правителем и щедрым меценатом, установил дружеские отношения с Египтом и Индией, чтобы финансировать борьбу местных союзников-христиан за эти земли. Карл Великий был скорее завоевателем, нежели экономическим или общественным реформатором, однако он пожертвовал немало средств, чтобы облегчить участь бедных и больных.

Карл Великий был обделен литературным талантом, но питал безграничную любовь к литературе и образованию, охотно знакомился с культурой и наукой разных стран. Карл финансировал и развивал монастырские школы и другие учебные заведения. Расцвет искусства и науки в его эпоху получил название «Каролингского ренессанса».

Карл Великий принадлежал к ‘девяти прославленным мужам славы’, символам рыцарской эпохи, и был олицетворением благородства как человек и как монарх. Завоеватель, филантроп, меценат и в конце VIII века Карл Великий видел свою задачу в создании единого христианского мира.

Каролингский ренессанс – возрождение идеалов в искусстве, была провозглашена античность. Античным традициям подражали архитекторы и строители, зачастую просто заимствуя детали из древних зданий; римская живопись служила образцом для миниатюристов.

В архитектуре шло интенсивное строительство обширных монастырских комплексов, укреплений, базиликальных церквей и резиденций или «пфальцев», так до наших дней сохранились лишь:

  • капелла императорской резиденции в Ахене, построенная архитектором Эйдом из Меца (788-805 год, Германия), любимой резиденции Карла Великого;
  • монастырские ворота в Лорше (около 800 года, Германия).

капелла императорской резиденции в Ахенемонастырские ворота в ЛоршеХрамы и дворцы украшались многоцветными мозаиками (ораторий в Жерминьи-де-Пре, после 806 года), а также фресками, содержание которых с течением времени становилось все более разнообразным.

Церковь Святого Иоанна Крестителя (около. 800 года) в Мюнстере (Швейцария), где находятся древнейшие из известных каролингских фресок, была расписана на сюжеты из Ветхого и Нового заветов. Именно в этой церкви впервые появилось изображение Страшного Суда, что впоследствии стало одной из характерных черт средневекового искусства. На фресках пропорции фигур выдержаны в античных традициях, с другой стороны, здесь нет той уравновешенности, которая свойственна античному искусству: жесты персонажей резки, широкие складки их одеяний развеваются, будто подхваченные вихрем.

Имеются свидетельства, что в эпоху Каролингов развивалась также светская живопись, однако памятники этого рода до наших дней не дошли.

В эпоху Каролингов необычайного расцвета достигло искусство книжной миниатюры. В 781-89 годах по заказу Карла Великого в дворцовой книгописной мастерской в Ахене было создано Евангелие Годескалька, названное по имени художника. Среди прочих иллюстраций в книге имеются изображения, повествующие о визите Карла в Рим на пасху в 781 года, а также о крещении его сына Пипина папой Адрианом I. В книге античная стилистика сочетается со средневековой символикой и орнаментикой. Спустя несколько десятилетий традиции ахенской миниатюры стали известны и в других городах.

В изображениях античная величавость постепенно уступает место простым человеческим чувствам.

Одним из замечательнейших произведений ‘Каролингского ренессанса‘ считается Утрехтская Псалтирь (IX век), хранящаяся ныне в университете города Утрехта (Нидерланды). В книге 165 рисунков, каждый из которых соответствует определенному псалму, (сцена с двумя мастерами у кузнечного горна иллюстрирует следующий стих псалма: ‘Слова Бога – это чистые слова, как серебро, очищенное в горниле земли, очищенное семь раз‘). Средневековый художник сумел создать нечто совершенно новое: изобразительное повествование, состоящее из сцен битв и охот, пиров и сельскохозяйственных работ, он наполнил яркими и живыми образами. Его герои испытывают благоговение и страх, волнение и умиротворение.

Стиль Утрехтской Псалтири оказал огромное влияние на другие виды средневекового искусства. Подобные изображения стали появляться на книжных окладах, выполненных из слоновой кости и золота, а также на небольших алтарях.

С середины IX века приобрели известность иллюстрированные рукописи, созданные в монастыре Святого Мартина в Туре. В так называемой библии Карла II Лысого (Charles le Chauve, 13 июня 823 — 6 октября 877), изображена торжественная сцена поднесения книги этому государю, так процессия монахов в окружении богато одетых придворных, духовенства и стражи предстает перед императором. Эта миниатюра является одной из самых ранних изображений реального события в западноевропейском средневековом искусстве. Характерные приемы орнаментации и другие особенности позволяют различить в каролингской миниатюре многочисленные школы.

В 843 году империя Каролингов распалась, на территории бывшей империи не прекращались междоусобные войны, что привело к почти полному упадку культуры.

Искусство каролингской эпохи было первым шагом нарождавшейся новой художественной культуры, соответствующей феодальному обществу западного средневековья.