На неолитическом рисунке из Южной Туркмении,
свастика трактуют как крест

.
Свастика, как и крест, изображалась на дне сосудов, из чего можно заключить, что он был символом «низа».
В Индии считается, что свастика, как и спираль, покровительствует деторождению.
Потому что оба эти знака в свое время были символами бога, который мыслился
воплощением мужской способности оплодотворения

.
Для определения первичной семантики свастики интересен приведенный здесь рисунок на бляхе из Закавказья.
Свастика как символ земли

Свастика как символ земли:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2- распространенная графема;
3- Древний Крит;
4,5- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
6- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
7- Средняя Азия, 2 тыс. до х. э.;
8 Германия, 2 тыс. до х. э.;
9- Средняя Азия, неолит;
10,11- Закавказье, эпоха бронзы;
12- саами (лопари);
13- Древний Крит;
14- Малая Азия, античное время.

Этот предмет был изготовлен в эпоху бронзы, но выгравированная на нем композиция относится к неолитической традиции.
В центре — квадрат (знак земли), на нем свастика. В квадрате показаны треугольники с обводкой, обозначают землю, орошаемую водой. Извне к углам квадрата примыкают знаки растительности.
Процветающий ромб
Процветающий ромб:
1- резной камень;
2,3- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.

Может быть это знаки дождевых облаков, орошающих землю, над ними — зигзаги, это небесная влага.
Вокруг креста водоплавающие птицы на кольце, которое, возможно, обозначает океан, омывающий земной мир.
Все эти и многие другие примеры свидетельствуют, что неолитическая свастика идентична неолитическому кресту, является условным обозначением понятия «четыре стороны света» и служила символом бога земли.
Воспоминание о том, что свастика когда-то символизировала четыре стороны света, зафиксировано в средневековых мусульманских рукописях, а также сохранилось до нашего времени у американских индейцев.
Многочисленны примеры свастики с закругленными ветвями.
Свастика с закругленными концами
Свастика с закругленными концами:
1-3- резные камни, Дагестана;
4- Ингушетия, 4-5 век до х. э.;
5- Чечня, 17-18 век;
6- Северный Кавказ, 3-4 век;
7- Россия, 18 век.

Предположение о том, что такая свастика образовалась в результате скрещения двух 5-образных знаков, умозрительно и лишает этот символ значения идеограммы с определенным смыслом.
Здесь завиток (как и в других случаях, рассмотренных выше) обозначает растение. Эта разновидность свастик морфологически примыкает к древнейшим образцам свастических композиций.
К числу разновидностей свастики относится ее начертание с тройным загибом концов.
Свастика с тройным загибом концов
Свастика с тройным загибом концов:
1- резной камень, Дагестан;
2- Россия, 12-13 век;
3- Западная Европа, 12 век.

Аналогии ему имеются в средневековой России и средневековой Западной Европе.
Такой знак встречается на изделиях эпохи бронзы.
Запутанные хода
Запутанные хода:
1- Англия, 3 тыс. до х. э;
2- Австралия.

Эти ломаные ветви свастики явно произошли от закругленных и, таким образом, представляют собой четыре растительных знака.
Свастика со сложными загибами концов
Свастика со сложными загибами концов:
1,2- Дагестан, резные камни;
3- Закавказье, 1 тыс до х э.;
4- Северная Месопотамия. 3 тыс. до х. э.;
5-8- этруски, 9-8 век до х. э.

Существуют свастики с ветвями в виде ломаных линий и иного характера и их генезис, очевидно, такой же. Свастики с разветвленными концами.
Свастика с разветвлениями концов
Свастика с разветвлениями концов:
1- Осетия, конец 2 тыс. до х э.;
2- Венгрия, начало 1 тыс. до х. э.;
3- Россия, 19 век.

Закономерно рассматривать как композицию из четырех знаков, представляющих собой стилизованное изображение растительных форм.
"Оперенные" свастики эпохи неолита и бронзы
«Оперенные» свастики эпохи неолита и бронзы:
1- Восточная Европа;
2- Западная Европа;
3- Иран;
4- Закавказье;
5- Троя;
6- Индия.

«Оперенную» свастику можно рассматривать как счетверенный знак гребенки/дождя, символа богини неба.
В этом же, очевидно, и смысл свастических композиций, составленных из элементов, которые следует считать символами богини (женская фигура, гриф, рыба).
Свастические фигуры эпохи неолита
Свастические фигуры эпохи неолита:
1- Центральная Европа;
2- Малая Азия;
3-7- Иран.

Иногда свастика имеет в середине не крест (символ земли), а символ неба, кольцо или диск.
Значит, одни свастики символизировали понятие «четыре стороны света», относимое к земному миру, другие к небесному.
Из этого можно заключить, что представление о мужских и женских свастиках, отраженное в древнеиндийских текстах, восходит еще к неолитической символике.
Нужно, однако, отметить, что «женские» неолитические свастики встречаются относительно редко, а «мужские» решительно преобладают, поэтому в общем случае свастика предстает как символ земли.
Рисунок из доколумбовой Америки, изображающий орла, который с эпохи бронзы считался «солнечной птицей», а в эпоху неолита был «громовой птицей» (в обоих аспектах представлял мужское существо), с женской свастикой (состоящей из четырех: гребенок, символов богини неба).
Это можно объяснить тем, что символика Нового Света вообще не имеет неолитических значений, будучи воспринята из Старого Света, вероятно, в конце 2 тыс. до х. э.
Этот пример свидетельствует, что в после неолитическое время была уже забыта семантика таких свастик и им придавалось то же смысловое значение, что и другим свастикам, приобретшим солярное значение.
С эпохи бронзы семантика свастики, как и почти всех других неолитических символов, изменилась.
Считают что свастика изображает не всякую птицу, но аиста.
Он полагал, что аист почитался как птица, гнездящаяся на крышах жилищ, и что область распространения свастики в древности совпадает с ареалом (Европа и Кавказ), в котором аисты высиживают птенцов.
Однако прошедшие с тех пор восемьдесят лет археологических изысканий показали, что свастика была популярна далеко за пределами этого ареала, причем древнейшие ее образцы локализуются вне его.
Соотнесение свастики с птицей доказывается не только сходством соответствующих графем, в древнеиндийские источники сообщают, что свастика обозначала птицу.
В памятниках Индии свастика символизирует солнце, а солнце представлялось птицей, Согласно одному из мнений, индийское слово свастика происходит от сочетания слов Су (имя солнечной птицы) и Астика (имя божества, олицетворявшего две половины года, теплую и холодную).
Знак свастики с загибом концов креста влево («женский») символизировал полет солнечной птицы осенью и зимой на север, а с загибом вправо («мужской») — весной и летом на юг.
Эти данные согласуются с оппозициями «левый — правый» и «женский — мужской» и с изложенной выше гипотезой о соотнесении четырех времен года с двумя женскими и двумя мужскими божествами.
В русской традиции правая и левая свастики трактуются несколько иначе: одна обозначает движение по солнцу и символизирует добро, другая — движение против солнца и считается недобрым знаком (в данном случае оппозиция «добрый — недобрый» соотносится с «мужской — женский»). В древностях разных континентов известны сочетания обоих этих видов свастики.
Свастика как символ солнца
Свастика как символ солнца:
1- Древняя Греция;
2- сарматы;
3- кельты, античное время;
4- индейцы Америки;
5- Малая Азия, 2 тыс. до х. э.;
6- этруски;
7- Америка.

Они, видимо, символизировали два полугодовых состояния солнца.
Таким образом, в сфере тех культовых воззрений, в которых отмечается почитание солнца, свастика имела то же значение, что и крест, а именно, она являлась символом солнечной птицы. Вероятно, свастика обозначала годовое движение солнца, а крест – суточное.
Действительно, у ацтеков иероглиф в виде диска с крестом обозначал ‘день’, а диск со свастикой имел значение ‘год’.
О солярном значении свастики свидетельствуют некоторые графические композиции. Свастика, как и крест, нередко изображалась в круге, который в эпоху бронзы считался изображением солнечного диска, она бывает окружена точками, с зубцами, лучами.
В эпоху бронзы имели солярное значение.
Однако все эти графемы, состоящие из окружности и свастики, имеют неолитическое происхождение: с точки зрения раннее земледельческой религии они символизируют связь богини неба и бога земли.
Свастика и спирали на разных камнях
Свастика и спирали на разных камнях:
1-3- Дагестан;
4- Чечня;
5- Америка;
6- Испания.

На одном из резных камней Дагестана есть изображение свастико-спирали с черточками сбоку, если они обозначают солнечные лучи, то заспираленная свастика являлась одним из символов солнца. Изображение заспираленных свастик в сочетании с символом барана тоже представляет эту фигуру как символ солнца.
Резные камни кладки стен построек
Резные камни кладки стен построек

Впрочем, если эти дагестанские примеры восходят непосредственно к раннее земледельческой религии, то свастика здесь является символом неба (ведь бывают, как мы видели, и женские свастики), а сочетание знака дождя или знака барана с символом неба вполне закономерно.
Данное суждение не было бы лишь гипотетичным, если бы были обнаружены свастики и спирали, выполненные в неолитическую эпоху.
В эпоху неолита почиталось мужское божество «низа».
С этим понятием, надо полагать, связаны позднейшие мужские статуэтки, имеющие знак свастики на лбу.
Идол со свастикой
Идол со свастикой:
1- Армения, эпоха бронзы;
2- ацтеки.

Но поскольку в после неолитическую эпоху мужское божество соотносилось с солнцем, и в то же время свастика была символом солнца, эти мужские статуэтки, может быть, представляют солнечного бога.
В доколумбовой Америке свастика считалась эмблемой бога солнца.
Поэтому американское изображение птицы со свастикой на груди, как и птицы с крестом, можно считать образом солнечного божества.
Птица с крестом
Птица с крестом:
1- мексиканское народное искусство;
2- Западная Европа, 6 век.

Но в аспекте верований, восходящих к раннее земледельческой религии, этот образ следует трактовать иначе, ведь огненная птица в архаичных мифологических воззрениях, это бог преисподней, поднявшийся в небо, а свастика первоначально была символом этого божества.
В Древней Индии и в Древней Греции свастика считалась знаком, символизирующим добро.
Свастика – это один из древнейших знаков доброго предзнаменования, пожелания благополучия, отвращения несчастье.