В Передней Азии возникла трехэлементная композиция, состоящая из женской фигуры посередине и двух мужских по обеим ее сторонам. Этот сюжет получил широкое распространение в европейско-переднеазиатском регионе. Удивительна устойчивость этого сакрального мотива, которая проявляется даже в деталях: на хеттском рельефе боковые фигуры носят рогатые шлемы, и на ногайской вышивке, сделанной через три с половиной тысячи лет, они тоже изображены рогатыми.
Триада с богиней
Триада с богиней:
1- хеттский рельеф, 2 тыс. до х э.;
2- сосуд, 6-5 век до х. э., Чехия;
3- вышивка, Поволжье;
4- древнегреческая стела;
5- вышивка у дагестанских ногайцев.

На многих изображениях этой триады из Передней Азии, относящихся к первой половине 1 тыс. до х. э., в верхней части помещен крылатый диск.
Эта эмблема в то время, может быть. понималась как символ солнца, но по своему происхождению она являлась символом неба. На рисунках, относящихся к разным древним культурам, над головой богини изображался тот или иной знак неба.
Стилизованные изображения богини
Стилизованные изображения богини:
1- Малая Азия, 6 тыс. до х. э.;
2,3- Испания, мезолит;
4- Армения, 3 тыс. до х. э.;
5- Италия, 3 тыс. до х. э.;
6- Азербайджан, 3 тыс. до х. э.;
7- Малая Азия, 7 тыс. до х. э.;
8- Крым и Италия, эпоха бронзы;
9- Испания и сарматы;
10- Греция, неолит;
11- элемент осетинской вышивки.

На трехэлементных композициях тоже бывает оставлен над головой женской фигуры знак небе, который ошибочно считают знаком солнца.
Неолитическая богиня выступает в мифах и поверьях как непостижимый дух, от которого можно ожидать блага, но скорее всею несчастий. Этот ее образ запечатлен и в некоторых трехэлементных. композициях. Примером может служить этрусский рисунок, на котором она показана в обличье свирепой Горгоны.
Триада со свирепой богиней
Триада со свирепой богиней:
1- этруски;
2- Древнее Перу.

Нередко она изображалась душителем животных и птиц.
На рисунке доколумбовой Америки богиня показана с булавой в одной руке и отсеченной человеческой головой в другой.
На Крите богиню изображали со змеями на голове.
Триада со змееголовой богиней
Триада со змееголовой богиней:
1- Древний Крит;
2- Древнее Перу.

Многофигурная сцена со змееголовой богиней была известна и в доколумбовой Америке. Более того: в обоих случаях над головой богини имеется знак в виде перевернутой буквы ‘Ш’, это знак дождя, символ неба, одна из эмблем богини, бывает изображена крылатой.
Триада с крылатой богиней
Триада с крылатой богиней:
1- Греция, первая половина 1 тыс. до х. э.;
2- скифы, территория Украины, 4 в. до х. э.

Часто она заменена ‘древом жизни‘, иногда вместо последнего фигурирует его эквивалент, колонна.
Триада с колонной
Триада с колонной:
1- Микены, 15 век;
2- Ассирия;
3- Микены;
4- Древний Крит.

Трехэлементные композиции, на которых образ богини символизирован изображением колонны, характерны для древностей Восточного Средиземноморья.
Триада со знаком женщины-родительницы
Триада со знаком женщины-родительницы:
1- Дагестан;
2- гуцулы.

Понятно, если богиня-родительница обозначена знаками, символизирующими идею рождения, пуповина или женский детородный орган.
Триада со знаком небесного светила
Триада со знаком небесного светила:
1- Древний Крит;
2- древнеримская эпоха.

Эмблемой богини может быть звезда, которая в Месопотамии была символом Иштар, или полумесяц, потому что в античное время луна соотносилась с женским божеством.
На одном из дагестанских рельефов средней фигурой триады служит рыба, олицетворяющее водную стихию, в другом случае рыба показана на фигуре богини.
Триада со змеями
Триада со змеями:
1- Греция, 7 век;
2- русская вышивка;
3- римский барельеф;
4- Микены;
5- Испания, 1 тыс. до х. э.

Богиня может быть представлена символами воды, ибо вода ассоциировалась с женским началом и в эпоху неолита – небесная влага и в эпоху бронзы – земная влага.
Средним элементом триады является прямоугольник с зигзагами, идеограмма земли, омываемой водой. Одна из поздних трактовок этого варианта триады представлена на фасаде алтарной стороны некоторых средневековых армянских и грузинских церквей.
Триада со знаком воды
Триада со знаком воды:
1- Шумер;
2- Греция, 8 век до х. э.;
3- рельеф на фасаде грузинских и армянских церквей, 13 век;
4- Дагестан.

Эта декоративная деталь храма считалась эмблемой Богородицы. Боковыми элементами триады здесь являются ромбы с точкой – это знаки земли. Земля с эпохи бронзы связывалась с женским божеством, и ее знак, ромб, играл роль женского символа.
Триада со знаком земли
Триада со знаком земли:
1- Новгород, 10 век;
2- Древний Иран, эпоха бронзы;
3- русский Север;
4- Греция, 10 век.

Но в данном случае ромб с точкой сохранил значение мужского знака, которое он имел в эпоху неолита.
Богиню может представлять знак земли, поскольку с эпохи бронзы земля соотносилась с женским божеством.
Как видим, символика неолитической богини приспособлена в трехэлементной композиции к культовым понятиям, установившимся в после неолитическое время.
Триада с символом солнца или неба
Триада с символом солнца или неба:
1- Дагестан, 1 тыс. до х. э.;
2- хетты, 2 тыс до х. э.

Подтверждением этому может быть дагестанский пример, относящийся к 1 тыс. до х. э. на котором средний элемент триады, символ мирового дерева, увенчан диском со свастикой, символом солнца.
Какая же идея была заложена в изобразительном сюжете рассматриваемой композиции? По этому поводу высказывалось мнение, что богиня представляет женское начало, олицетворяющее источник жизни на земле, и что оплодотворяет ее мужское божество Солнце, к которому она на многих изображениях молитвенно поднимает руки.
Может быть, действительно в эпоху бронзы и в последующее время женская фигура на таких триадах понималась как божество земли, а символ над ней знак солнца. Но как быть с многочисленными примерами других триад, без женской фигуры и без знака солнца?